Содержание
Экологическая культура – это термин, получивший широкое распространение во второй половине XX в. Его появление связано с необходимостью внесения изменений в мировоззрение людей в связи с радикальной трансформацией биосферы. Эта трансформация создала угрозу существования как отдельных социумов, так и всего человечества. Масштабные угрозы требуют принятия мер не только на уровне правительств и крупных производителей – ответственность за любые действия ложится на каждого человека. В этом и проявляется культура жизни на планете Земля.
Что такое экологическая культура
Культура – это самоограничение. Оно может быть следствием собственных убеждений или стереотипов поведения, сформированным в данном обществе. Культурным человеком считается индивидуум, живущий так, чтобы не доставлять беспокойства другим и соответствовать всем требованиям общества. Эти два компонента культурного человека представляют собой единство и борьбу противоположностей – личности, как самодостаточного явления, и человека, находящегося под постоянным контролем общества.
Под экологической культурой граждан понимается такая система самоограничений, которая направлена на сохранение оптимального состояния окружающей среды.
Движущей силой возникновения этого вида культуры явилось состояние ресурсов. На протяжении всей истории существования людей природные ресурсы истощались, что приводило к гибели населения данной территории, к миграциям и изменению состояния общества.
Истощение основных природных ресурсов и трансформация экологической среды порождали экологический кризис. Выход из кризисной ситуации заключался:
- в переходе на другие ресурсы;
- в формировании новых правил поведения;
- в принятии законов на государственном уровне.
Экокризис, порожденный вырубкой лесов в Европе, мог привести к гибели цивилизации на этой территории. Однако древесину, как энергоресурс, заменили углем. В результате стали развиваться промышленность и сельское хозяйство.
Такое решение проблемы не повлияло на стереотипы поведения. Люди, для которых лес был кормильцем и домом, теперь перестали от него зависеть. Несмотря на то что промышленность развивалась преимущественно на угле, лес истреблялся еще больше. Его вырубали не только на дрова и доски, но и для того, чтобы освободить площади для пастбищ и сенокосов.
Экологическое поведение было характерно для древних народов, живших общинами. Широколиственные леса были для первобытных европейцев не только источником ресурсов, но и местом естественной и магической защиты. Это заставляло их делить свою территорию на участки. Одна часть находилась в хозяйственной эксплуатации, другая приобретала статус священной земли, на которой могли находиться только представители касты магов.
Культурные ценности экологического характера, сформированные на уровне народных традиций, становятся наиболее устойчивыми стереотипами поведения. Запреты на уровне государственных законов в меньшей степени влияют на выработку устойчивых механизмов поведения. Людям свойственно осознанное или подсознательное противостояние государственной системе. Для того чтобы природоохранные запреты и ограничения стали частью ценностей личности, необходима длительная работа по профилактике и пресечению нарушений природоохранного законодательства.
В качестве примера можно привести запрет на охоту у водопоев. Такие запреты существуют в аридных зонах. Поскольку здесь воды мало, охотники, находясь у водоемов, могут уничтожить всю дичь, обитающую на большой территории. Такой запрет существовал у народов всегда. Однако при появлении государственных законов, регламентирующих охоту, население стало активнее охотиться на водопоях.
Этот парадокс объясняется сочетанием большой плотности населения с его независимостью от ресурсов данной территории. В результате моральное осуждение поступков со стороны жителей данного социума уже перестает играть значимую роль. В этом случае движущим механизмом поведения становится страх перед юридическим наказанием или мировоззрение, сформированные на его основе знания и моральные ценности.
Виды экологии
Впервые этот термин появился в 1866 г. Его автор – Эрнст Геккель – определил эту сферу знаний как науку о взаимодействии организмов со средой их обитания. Причем компонентами этой среды были не только неорганические объекты. Ее частью являлись и организмы разных видов, вступавшие во взаимодействие с данным биологическим объектом.
В таком понимании экология развивалась до середины XX в. Основным результатом развития следует считать переход экологии в разряд системных наук. Это означает, что теперь объектом данной сферы знаний стала система, которая получила название экологической.
Таким образом, экология в современном понимании является наукой, изучающей закономерности функционирования экологических систем. Таковыми являются системы, образованные живыми организмами разных видов, находящимися в постоянном взаимодействии друг с другом и с компонентами неживой среды.
Со второй половины XX в. появились и стали достоянием масс такие понятия, как экологические проблемы, кризисы и катастрофы. Исходя из приведенного определения, в первом случае речь должна вестись о сложностях в функционировании и развитии экосистем.
Под кризисом следует понимать такое состояние, при котором проблемы, нарастающие как снежный ком, могут привести к разрушению экосистемы. Катастрофа – это гибель экосистемы. Причем это не означает, что на данном месте не будет ничего живого. Даже место атомного взрыва постепенно заполняется живыми организмами. Только они уже будут формировать другую экосистему взамен безвозвратно погибшей.
Для леса любой пожар – это катастрофа, потому что на месте деревьев появляются не лесные виды. Причем пожар на больших территориях может создать ситуацию безвозвратной гибели прежней экосистемы.
Катастрофой является и создание водохранилища ГЭС. При радикально измененных условиях среды (скорость течения воды, химический состав, изменение кормовой базы и т.п.) на месте речных экосистем появляются совсем другие сообщества с доминированием иных видов.
В XX в. темпы разрушения экологической среды приобрели глобальные масштабы, в результате чего термин «экология» перестал быть достоянием только науки. Теперь это понятие стало обозначать методологию спасения человечества от проблем, созданных в результате трансформации экологической среды жизни человека.
Войдя в повседневный обиход людей, не являющихся специалистами, это понятие приобрело не один, а множество смыслов. Появились экологии:
- организмов (изначальное понимание термина);
- популяционная (расширенный аналог биогеографии);
- эволюционная (влияние среды на эволюцию);
- географическая (геоэкология, называемая еще ландшафтной);
- геохимическая (круговороты веществ и элементов);
- прикладная (разработка норм воздействия на среду и ресурсы);
- промышленная (воздействие хозяйственной деятельности на состояние среды);
- социальная (взаимодействие людей с экосистемами).
Раздробление какой-либо сферы научных знаний на множество разделов свидетельствует о научной и практической востребованности. Чрезмерная популярность может приводить и к появлению ложных понятий. К таковым, например, необходимо отнести следующие словосочетания: экология души, чувств, медицины, химии и т.д. Эти понятия являются безграмотными и не имеют ничего общего с экологией, посвященной взаимоотношениям объектов живой и неживой природы. Эти взаимоотношения материальны, поскольку их проявлением служат круговороты веществ и элементов.
Состояние экокультуры человека в современном мире
Каждый человек живет в обществе, развивается под воздействием социума, оказывая, в свою очередь, влияние на других людей. В этом плане поступки людей – это их отношение друг к другу. Этот тезис полностью относится к охране природы.
Человек заботится о каком-нибудь тигре или цветке не только из-за чувства жалости к другим существам, но и ради самоуважения. Кроме того, он заботится о природе ради будущих поколений. Охрана природы – это проявление отношения людей друг к другу в масштабах человечества и биосферы.
Экологическая культуризация – это процесс, связанный с глобализацией сознания. Проблемы, кризисы и катастрофы, несмотря на их преимущественно локальное проявление, современными людьми все в большей степени рассматриваются как ситуации, затрагивающие интересы всех и каждого.
Однако процессы культуризации происходят неравномерно. Это связано с низким уровнем образованности, живучестью устаревших стереотипов и противодействием со стороны организаций и лиц, заинтересованных в получении максимальной прибыли от эксплуатации природных ресурсов.
В качестве примера можно привести пиротехнический стереотип природопользования. Это традиция применять огонь в виде палов. Данный стереотип сформировался давно, еще в палеолите. Человек – это единственное животное, не боящееся огня. Способность управлять процессом горения и вывела людей из палеолита в неолит, а потом и в индустриальное общество.
В результате сильно изменилось состояние биосферы, уменьшилась площадь лесов, в т. ч. влажных тропических, начал меняться климат, а люди по-прежнему убеждены в том, что, сжигая природу, они делают не только полезное, но и экологически адекватное дело.
Палы, т. е. преднамеренные поджоги, трансформируют леса, способствуя их полному исчезновению. Устраняя органику, огонь снижает количество гумуса, замедляя или даже прекращая процесс почвообразования.
В лесах, неоднократно пройденных пожарами, уменьшается количество деревьев на единицу площади, что приводит к бурному разрастанию травы. В результате увеличивается горимость растительности, поскольку трава является хорошим проводником огня. Чем чаще человек производит палы, тем сильнее развиваются пожары.
Таким образом, палы порождают регулярные катастрофические пожары, распространяющиеся на больших территориях. В результате гибнут не только животные, но и люди. Несмотря на очевидность вреда, люди не спешат отказываться от палов. Каждым поджигателем руководит инстинкт пирофила, заложенный у человека на генетическом уровне. Кроме того, пиротехнический стереотип природопользования формировался на протяжении многих тысяч лет. Эта веками поддерживаемая привычка снижает уровень экологической культуры современного человека.
Таких примеров, тормозящих развитие культуры, можно привести много. Это сбор цветов, способствующий вымиранию видов, рубка елей на Новый год и т.д. Традиции делают общество сплоченным, но они же тормозят развитие культуры.
Как формируется и развивается экокультура человека
Экологическая культура личности формируется под воздействием общества и собственных убеждений. Однако в одних и те же условиях могут появиться люди с разными убеждениями. Это связано с тем, что каждый человек неповторим. Личность формируется в семье, в школьном коллективе, в социуме. Ребенок подражает взрослым, поэтому его убеждения зависят от того, в какой среде он вырастет. Убеждения формируются на основе моральных ценностей, знаний и личного опыта.
Ответственность за формирование экологических убеждений лежит на государственной системе. Одна из функций государства – это передача знаний от одного поколения другому. Кроме того, государство создано для того, чтобы обеспечить людям защиту от неблагоприятных воздействий любого характера. Это не означает, что семья не должна воспитывать культурных людей. Основной воспитательный процесс в наше время по-прежнему происходит в семьях. Однако только государство представляет собой самовоспроизводящуюся систему, способную планомерно менять общество.