Что такое мотивация: виды, определение и классификация мотивов

Содержание

Существуют различные виды мотивации. Классификация их достаточно широка.

Человек на старте

Что такое мотивация: описание

Четкого определения мотивации не существует. Она представляет собой совокупность внешних и внутренних мотивов, которые побуждают индивида действовать тем или иным образом.

Основой мотивации является желание осуществлять какие-либо действия. Она отображает потребности, интересы и стремления человека, поэтому мотивация всегда индивидуальна.

Главная составляющая мотивации — присутствие мотива. Это тот эталон (мнимый или действительный), к достижению которого стремится индивид.

Деньги на крючке

Как работает мотивация: движение к цели

Главными мотиваторами, подталкивающими человека к действию, являются желание добиться чего-либо и страх что-либо потерять. К первому можно отнести всю деятельность, направленную на различные достижения (покупка, поиск, победа), а ко второму — стремление избежать утрат (времени, финансов, возможностей).

Все остальные являются производными этих 2 факторов. Все свои поступки человек совершает по причине одного из этих стимулов.

Для одного посещение спортзала с большим количеством людей является позитивным аспектом, т. к. есть возможность общения, а для другого — негативным, т. к. большое скопление людей вызывает у него дискомфорт.

Виды мотивации в психологии

В психологии существуют такие виды (типы) мотивации:

  • внутренняя и внешняя;
  • положительная и отрицательная;
  • устойчивая и неустойчивая.

Это основные виды мотивационных образований.

Существует также активная (диверсивная) и пассивная мотивации. К первой относится внутреннее стимулирование, ко второй — внешнее.

Мотивация

Внешняя и внутренняя мотивация

Их еще называют экстринсивная и интринсивная. Внешняя (экстринсивная) базируется на влиянии внешних факторов: условий и обстоятельств, которые не относятся к отдельным видам деятельности. Часто мотивом к совершению поступков становится положительный пример другого человека. Это называется функциональным мотивом.

Внутренняя (интринсивная) мотивация имеет под собой внутренние причины, исходящие из жизненных ценностей: целей, потребностей, желаний и т. п.

Каждой из них присущи свои особенности:

  1. Внешняя мотивация направлена на количество, а внутренняя — качество выполняемой работы.
  2. Внешняя при достижении поставленной задачи перестает мотивировать, а внутренняя — еще больше активизируется.
  3. Интринсивная мотивация является более сильным стимулом, чем экстринсивная.
  4. При обретении уверенности в себе внутренняя мотивация возрастает.

Уверенность в себе

Положительная и отрицательная

Основные формы стимулов можно разделить на отрицательные и положительные. Положительные подталкивают к действию, когда человек находится в предвкушении выгоды. Это стимулирует выполнять свои обязанности более качественно и укладываться в положенный срок. Такая мотивация играет важную роль в достижении высоких результатов, повышает эффективность работы. Мотивацией в рабочем коллективе может быть не только материальное вознаграждение, но и психологические методы воздействия.

Существуют такие принципы, подтверждающие эффективность положительного стимулирования:

  • повышение значимости индивида, приводящее к улучшению качества работы;
  • рост мотивации для совершения дальнейших действий после получения выгоды или морального поощрения;
  • уверенность в своих действиях и скорейшее достижение успеха.

Отрицательное мотивирование предполагает различные наказания за невыполнение задания или плохо сделанную работу. Согласно исследованиям, длительная отрицательная мотивация приводит к потере интереса к выполняемым обязанностям, культивирует чувство страха, нежелание действовать, снижает самооценку и способствует развитию комплексов.

Низкая самооценка

Соответственно, положительная мотивация стимулирует действовать, а отрицательная — усиливает дисциплину во время выполнения деятельности. Последняя не способна раскрыть внутренний потенциал, ее основная задача — удержать индивида в установленных рамках.

Отрицательная мотивация теряет свою силу, если не используется в комплексе с положительной.

Устойчивая и неустойчивая

Устойчивое мотивирование включает в себя ежедневные потребности людей:

  • голод;
  • жажду;
  • сон;
  • секс;
  • общение;
  • обретение новых знаний.

Человек осознанно осуществляет деятельность, не прилагая к этому больших усилий.

Неустойчивая мотивация более слабая. Она должна все время подкрепляться внешними факторами.

Бегун

Дополнительная классификация мотивации

Классификация мотивов достаточно широка. Согласно психологическим и социологическим исследованиям, существуют и дополнительные мотивационные виды (стимулы) — основы мотивации:

  1. Самоутверждение — это стремление к признанию в своем окружении. Оно обеспечивает развитие личности, пробуждает чувство собственного достоинства.
  2. Идентификация — стремление быть похожим на своего кумира, желание соответствовать его набору качеств.
  3. Власть — потребность оказывать воздействие на деятельность других, желание главенствовать и осуществлять контроль над людьми.
  4. Процессуально-содержательный — потребность в активной деятельности, получение удовольствия непосредственно от процесса.
  5. Саморазвитие — стремление человека развиваться и совершенствоваться. Оно связано с самоутверждением.
  6. Достижения — стремление добиваться лучших результатов, стать лидером в своей сфере.
  7. Просоциальный мотив — чувство долга перед обществом, проявление в процессе достижения цели таких качеств, как ответственность, уверенность в себе, толерантность и пр.
  8. Аффилиация — объединение: желание идти на контакт, находить новые связи, поддерживать дружеские отношения с другими людьми.

Хорошие отношения

Каждый вид подразделяется на несколько уровней, которые зависят от отдельных условий:

  • значимость достижения цели;
  • уверенность в ее достижении;
  • индивидуальное восприятие итога своей деятельности.

В разные времена ценности, мотивы и возможности людей существенно отличаются.

Содержательные теории мотивации

В социологии и менеджменте часто используются содержательные теории мотивации. Такие концепции берут за основу изучение потребностей человека, т. к. они считаются основополагающими факторами формирования мотивации.

Теория иерархии потребностей Маслоу

Эта теория гласит, что удовлетворение всех потребностей имеет четкую последовательность: вначале удовлетворяются потребности низшего уровня, а затем — более высоких.

Схематически они изображаются в виде пирамиды, состоящей из 5 уровней:

  1. Физиологические потребности (еда, вода, воздух, сон и др.).
  2. Безопасность (стабильность, защищенность).
  3. Социальные потребности (общение, любовь, дружба).
  4. Престиж (карьера, авторитет).
  5. Духовные потребности (знания, навыки, искусство, саморазвитие и личностный рост).

Теория иерархии потребностей Маслоу

Теория ERG Альдерфера

Исходя из теории Альдерфера, у людей существуют 3 главные потребности:

  1. Экзистенциальная (физические потребности, безопасность).
  2. Налаживания контактов (коммуникация, принадлежность к группе).
  3. Самореализация (карьерный рост, творчество).

Согласно этой теории, движение от 1 уровня к следующему может происходить как снизу вверх, так и сверху вниз.

Теория ERG Альдерфера

Теория приобретенных потребностей Макклелланда

В этой теории потребности сводятся только к высоким уровням:

  1. Потребность в причастности.
  2. Стремление к власти.
  3. Самореализация.

Теория двух факторов Герцберга

Теория Герцберга предусматривает наличие 2 факторов, оказывающих влияние на мотивирование сотрудников:

  1. Гигиенические (удерживающие) — условия и характер труда, размер заработной платы, отношения с сослуживцами и руководством.
  2. Мотивационные (стимулирующие) — признание, самореализация, восхождение по карьерной лестнице.

Теория двух факторов Герцберга

Процессуальные теории мотивации

Они призваны анализировать, каким образом происходит распределение усилий для достижения поставленной цели, и какой выбран стиль поведения. Важным фактором являются условия удовлетворения потребностей: хорошая оплата и высокая оценка труда.

Теория ожиданий Врума

Согласно теории ожиданий, чтобы стимулировать человека к деятельности, недостаточно одной потребности. Необходима уверенность, что они приведут к желаемому результату.

Условия, оказывающие влияние на мотивацию:

  1. Ожидание желаемого результата.
  2. Вознаграждение за результат.
  3. Ценность вознаграждения.

Мотивация возрастает прямо пропорционально увеличению каждого из этих факторов.

При отсутствии даже 1 из них, мотивация исчезнет.

Теория равенства справедливости Адамса

Теория справедливости утверждает, что человек самостоятельно оценивает соотношение между приложенными усилиями и полученным вознаграждением, сравнивает свою работу с аналогичной. Проведение такого сравнения может привести к возникновению чувства несправедливости.

Существует 6 реакций на несправедливость:

  • снижение прилагаемых усилий;
  • стремление увеличить вознаграждение;
  • понижение самооценки;
  • попытка оказать влияние на нагрузку и уровень заработной платы других сотрудников;
  • нахождение другого объекта сравнения;
  • стремление сменить должность или место работы.

Теория равенства справедливости Адамса

Модель Портера Лоулера

Данная теория основывается на том, что на мотивирование людей оказывает влияние множество факторов, среди которых выделяют:

  • затраченные усилия;
  • итоговый результат;
  • вознаграждение;
  • восприятие вознаграждения;
  • степень удовлетворенности.

Согласно этой теории, приложение больших усилий приводит к удовлетворенности работника конечным результатом.

Модель Портера Лоулера

Теория постановки целей Э. Локка

Предположение Локка заключается в том, что постановка целей является процессом познания, который несет в себе практическую пользу. Согласно теории, личностные осознанные намерения и цели определяют поведение человека. Такое поведение сохраняется до того времени, пока эта цель не будет достигнута. Намерение является основополагающим фактором при постановке целей. Автор теории использует термин осознанных целей и намерения, чтобы показать, что высокие цели ведут к повышению уровня производительности.

Теория постановки целей Э. Локка

Концепция партисипативного управления

Эта концепция провозглашает необходимость привлечения сотрудников к руководству компанией для их стимулирования. Выделяют 3 уровня участия:

  1. Разработка предложений.
  2. Создание альтернативы.
  3. Принятие решения.

Эту концепцию можно внедрять только в компаниях с трудолюбивыми и креативными кадрами.

Концепция партисипативного управления

Теории на основе специфической картины человека

Существуют 2 концепции на основе специфической картины человека: «Теория X и Y» Макгрегора и «Теория Z» Оучи. В них описываются виды трудовой мотивации.

XY теория Макгрегора

Это 2 теории, в которых автор сопоставляет стимулы сотрудника и поведение руководящего состава фирмы с 2 сторон.

Теория Х гласит, что:

  • люди от природы ленивы и используют все возможности для прокрастинации;
  • человек стремится уйти от ответственности, поэтому идет в наемные работники;
  • он придерживается таких принципов, как стабильность и защищенность;
  • сбрасывает с себя амбиции как балласт;
  • полный контроль, нажим и угроза наказания подталкивают человека работать с большей отдачей.

Согласно теории Y:

  • труд — неотъемлемая часть жизни человека;
  • хорошие условия труда благоприятствуют развитию ответственности и контроля над своими действиями;
  • творческий и интеллектуальный потенциал используются не в полном объеме;
  • достигнув поставленной цели, человек получает поощрение.

Это 2 диаметрально противоположные теории, которые имеют право на жизнь.

XY теория

Теория Z Оучи

В дополнение к предыдущим 2 теориям американский профессор Уильям Оучи разработал теорию Z. В ее основу легли коллективные принципы мотивирования, согласно которым на стимулирование сотрудников должны оказывать влияние ценности компании:

  • совпадение целей работника и предприятия;
  • правильная организация труда;
  • преданность коллективу и совместным целям;
  • солидарность;
  • доверие.

Положительные стороны этой теории:

  1. Вектор внимания направлен на мотивацию всех сотрудников.
  2. Присутствие руководителей на фирме, их позитивное общение с подчиненными.
  3. Организация обучения без отрыва от производства.
  4. Предоставление возможности роста.

Недостатки теории:

  1. Завышенные требования к соискателям.
  2. Соблюдение сложившихся устоев, патриархат.
  3. Медленное продвижение по службе.

Эстафета

Способы мотивации на практике

Способов мотивации существует много, и все они отличаются один от другого.

Мотивация персонала

Социальное мотивирование — это система морального, материального и профессионального стимулирования работника.

Она преследует цель повысить активность и производительность труда работника. Используемые для этого меры могут зависеть от разных условий:

  • системы стимулирования на предприятии;
  • особенностей управления предприятием;
  • сферы ее деятельности;
  • количества персонала;
  • стиля управления и др.

Методы мотивации делятся на 3 группы:

  • экономические (материальные);
  • организационно-административные (следование регламенту);
  • социально-психологические (следование социальным интересам).

Наиболее эффективным является метод кнута и пряника, который практикуется многими предприятиями.

Поощрение персонала

Мотивация учащихся

Для студентов и школьников она также важна, т. к. способствует хорошему обучению. Она позволяет ставить долгосрочные цели, выбирать стратегию поведения, добиваться высоких результатов.

Мотивация у детей и подростков редко возникает произвольно. В связи с этим психологи и педагоги разработали различные приемы для вызова мотивации. Они дают возможность благополучно развиваться, учиться и познавать новое. К этим приемам можно отнести:

  • привлечение внимания (интересные опыты и факты, сравнения, истории из жизни);
  • переживание эмоций при подаче материалов из-за их масштабности и ценности;
  • проведение сравнений между научными исследованиями и жизненным опытом;
  • создание атмосферы научного обсуждения, познавательной дискуссии;
  • радостное переживание достижений;
  • придание информации эффекта новизны;
  • приравнивание учебных материалов к разряду достижений, их актуализация;
  • применение позитивного и негативного мотивирования;
  • формирование социальных мотивов (желание приобрести авторитетное мнение, внести свой вклад в развитие).

студенты

Самомотивация

Самомотивация — применение индивидуальных мотивационных методов, в основу которых положены личностные убеждения:

  • желания и стремления;
  • целенаправленность и последовательность;
  • решимость действовать и постоянство.

Главным показателем правильной самомотивации выступает ситуация, когда при наличии больших помех извне человек не сдается и продолжает двигаться к своей цели.

Индивид выполняет осознанные действия, направленные на достижение желаемого результата.

Чтобы самостоятельно мотивировать себя, можно воспользоваться такими методами, как:

  • аффирмации — подборка позитивных утверждений, воздействующих на подсознание индивида и приводящих к положительному эффекту;
  • самовнушение — воздействие, имеющее под собой самостоятельное влияние человека на собственную психику, целью которого является создание новой поведенческой модели;
  • биографии успешных людей — эффективный способ стимуляции, основанный на изучении жизненной истории великих личностей;
  • формирование волевых навыков — выполнение действий, направленных на преодоление собственной лени, страхов и нежелания действовать;
  • визуализация — эффективный метод, в основе которого лежит мысленное представление и эмоциональное переживание достигнутых целей.

Разрезание листка

Самовнушение

Самовнушение может быть эффективным лишь в том случае, если человек обладает способностями к этому: может воздействовать на свое подсознание и психику, вызвав нужную реакцию и достигнув положительного эффекта.

Биографии успешных людей

Использование этого способа подойдет как детям, так и взрослым. Человек видит полную картину: было желание, затем последовало действие, а потом — результат.

Книга

Визуализация

Визуализация — мощный метод достижения целей, т. к. мысли имеют свойство материализовываться. Важное условие его применения — наличие активных действий по достижению целей.

Что определяет уровень мотивации?

Вне зависимости от стимула, помогающего человеку двигаться вперед, уровень мотивации не является постоянным и неизменным.

В зависимости от выполняемых действий, сопровождающих обстоятельств и других факторов ее уровень может как возрастать, так и понижаться.


Факторы, которые определяют уровни мотивации:

  • значимость достигнутого результата;
  • вера в его достижение;
  • личные прогнозы по поводу осуществления намеченного;
  • собственное понимание и представление успеха.

Индивидуальная мотивация всегда является более сильной, т. к. она направлена на достижения четких целей и получение измеримого результата.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: