12 пальчиковых игр

Развитие мелкой моторики или гимнастика для пальчиков

Мелкая моторика — это утонченные движения руки. У взрослых она достигает разной степени развития: в зависимости от профессии, натренированности и т.п

Для ребенка это очень важно, поскольку влияет на темпы его психического развития и даже — формирование речи у детей

Упражнения для развития моторики рук

Во время утренней зарядки не забывайте о пальчиках. Разминайте и поглаживайте их: начинайте движения с них во время массажа.

Делайте упражнения для пальчиков, одновременно декламируя детские стихотвореньица.

Читая стих, — сгибайте в кулачок и разгибайте пальчики ребенка.

Этот пальчик -дедушка, Этот пальчик -бабушка, Этот пальчик -папа, Этот пальчик -мамочка, А этот пальчик это -я Вот и вся моя семья!

Проговаривая эти стихи, можно загибать пальчики по-разному: начинать то из мизинца, то из большого пальчика; поочередно — то на левой, то на правой руке.

Покажите ребенку, как пальчики «здороваются». На одной ручке: кончик большого пальца поочередно затрагивает указательный, средний, безымянный и мизинец; на обеих ручках: раздвинутые пальчики левой и правой ручек затрагивают друг друга.

Покажите ребенку, как пальчики «бегают» наподобие маленького человечка, поочередно передвигая по поверхности стола указательный и средний пальчики левой и правой руки.

Можно научить ребенка делать из пальчиков разнообразные фигурки. Для развития всех пальчиков можно качать шарики из пластилина или любые другие, из того, что есть в арсенале игрушек, составлять пирамидки, перекладывать с одной кучки в другую карандаши, спички, пуговицы.

Сорока ворона

Ну а известную народную «Сороку — ворону» вам наверно напомнит бабушка. Возьмите левую ручку ребенка, поверните ее ладошкой к себе и начинайте поглаживать — по кругу — указательным пальцем правой руки. Потом поочередно, начиная из мизинца, загибайте все пальчики на руке, приговаривая:

Сорока-ворона, На печке сидела, Деткам кашу варила. Этому дам, этому дам, Этому дам и этому дам, А этому не дам! Он дрова не носил, Тесто не месил, Печку не топил, Деток гулять не водил — Настоящий лежебока!

Научите ребенка нанизывать кольца на колышки, а когда он научится это делать, можно поучить ее считать, называть цвета, сравнивать большие и малые кольца. С помощью классических кубиков можно построить башню, домик и все, на что «расщедрится» ваша фантазия или придумает сам малыш. Не забудьте при этом его похвалить.

Ложка к обеду

Самостоятельное использование ложки во время еды — это также стимуляция мелкой моторики, а как только малыш сможет держать в руках карандаш, можно вместе учиться рисовать. Не сердитесь, если сначала вместо целенаправленных движений по листу бумаги малыш будет стучать по нему карандашом. Разрешите ему насладиться и этим процессом, а потом вместе начните выводить разнообразные линии. Побуждать у малыша интерес к рисованию вам поможет разноцветный мел или восковые карандаши с толстым и мягким стрежнем.

Можно рисовать и просто пальчиками (существуют такие краски для малышей), важно лишь, чтобы все это не оказалось у малыша во рту еще до того, как вам удастся что-то с ним нарисовать. Материалом для творчества могут быть и песок на дворе, и приготовленное для пирогов тесто, и молочная каша, которую, перед тем как ее съесть, малыш украсит разными фруктами

Одно слово, импровизируйте вместе, не отвлекаясь от домашних дел! Мало кто из малышей удержится от соблазна нарисовать что-то на стенах комнаты

Материалом для творчества могут быть и песок на дворе, и приготовленное для пирогов тесто, и молочная каша, которую, перед тем как ее съесть, малыш украсит разными фруктами. Одно слово, импровизируйте вместе, не отвлекаясь от домашних дел! Мало кто из малышей удержится от соблазна нарисовать что-то на стенах комнаты.

Постепенно кисти рук станут более подвижными и гибкими, что в дальнейшем разрешит легче овладевать навыками письма, языка, а заодно будет развиваться творческое мышление ребенка.

Упражнения для пальчиков Марии Монтессори.

Игры и упражнения Марии Монтессори приобрели сейчас большую популярность, хотя им уже больше века. Много внимания в системе Монтессори уделяется моторному развитию малышей и конкретно развитию мелкой моторики. Эти упражнения для пальчиков —  фактически история пальчиковой гимнастики– то, с чего всё начиналось. В систему Марии Монтессори включены как упражнения со специальными игрушками и предметами, так и бытовые действия в повседневной жизни – такие как чистка ботинок, мытье столов, полив цветов, чистка  металлических предметов (открыть бутылку со средством для чистки, отлить в чашечку, закрыть бутылку, ватой почистить предмет, тряпкой для полировки натереть до  блеска).

Хочу здесь рассказать о нескольких упражнениях для развития мелкой моторики из системы Марии Монтессори.

1)   Рамки с застежками.  Делается деревянная рама, которая обтянута тканью  из двух половинок. Нужно соотнести эти половинки и  застегнуть застежку. К каждой половинке пришита часть застежки. Виды застежек на рамках:

a)   большие пуговицы, b)   маленькие пуговки, c)   кнопки, d)   банты, e)   шнурок, который вдевается в дырочки, f)    шнурок, который наматывается на крючок, g)   крючки и петли, h)   застежки из ремешков, i)   застежки – липучки.

2)   Доска для ощупывания (фактура: крупный – мелкий).

Берется ящик с 10 досочками размера 10 на 9 см, оклеенных наждачной шершавой бумагой разных пяти видов фактуры от крупнозернистой до мелкозернистой (пять пар одинакового вида бумаги). Глаза у ребенка прикрыты повязкой. Он на ощупь ищет пары. Для первых игр нужно взять 2-3 пары дощечек, в дальнейшем их количество увеличивать.

Также можно раскладывать пять дощечек в ряд от самой крупнозернистой поверхности до самой мелкозернистой.

3)  Ящичек с кусочками тканей.

Материал: В ящике находятся пары кусочков ткани разной фактуры (шелк, шерсть, хлопок, искусственное волокно; гладкая и шершавая; жесткая и мягкая; толстая и тонкая; прочная плотная и рыхлая. Задача – выбрать такой же кусочек ткани (найти пару).

Как выполняется упражнение: Способ действия – ощупывание большим и указательным пальцами. Упражнение выполняется с закрытыми глазами.

После выполнения упражнения: Малыш исследует упражнения и ткани вокруг себя – текстиль в комнате, ткани своей одежды – какие они (гладкие или шероховатые, толстые или тонкие).

4)   Вышивание на картоне. Вам понадобятся листочки плотного картона, на которых нарисованы контуры предметов для вышивания. Точками на картоне пометьте места, в которых должен быть прокол иглой. Также Вам нужны шерстяные нитки и толстая игла для ковроткачества.

Сначала малышу помогает взрослый сделать узелок, вставить нитку в иголку, сделать первые стежки. Первые шаги лучше делать рука в руке, потом когда ребенок освоится, можно отпустить его руку. Упражнение сложное для детей, но очень полезное.

Никогда не выбрасывайте такие вышивки малышей, цените их, найдите им применение дома (используйте как закладки, подставочки, открыточки) , ведь они даются ребенку очень не легко!

5)   Коробочка с семенами. В большом отделении коробки лежат семена разных растений (тыква, подсолнух, настурция, арбуз, дыня и другие). В маленьких отделениях прикреплены картинки с изображением этих растений. Ребенок сортирует семена в нужные маленькие отделения коробки. В этом упражнении малыш не только упражняется в сортировке и развивает мелкую моторику, но и знакомится с растениями – как они называются, чем отличаются друг от друга, какие у них семена.

6)   Упражнения с водой.

  • Переливание из заварочного чайника в чашку.
  • Переливание воды в бутылку с узким горлышком с помощью воронки.
  • Поливка цветов из лейки
  • Протирание листьев цветка с помощью губки, смоченной водой (например, листья фикуса).
  • Мытье стола с помощью мыла, губки и щетки (загрязненные места протираются щеткой)
  • Выжимание губки после мытья стола или протирания листьев растений.
  • Взбивание пены с помощью венчика (в воду наливается с помощью пипетки немного жидкого мыла, и оно взбивается в пышную пену).
  • Стирка кукольного белья и кукольной одежды, выжимание и вывешивание сушиться на веревочку с помощью прищепок.

Эти упражнения предполагают четкую последовательность действий и пошаговые инструкции взрослого. Они проводятся не изолированно, а входят в целостную систему развития детей. Их основной принцип – «помоги мне это сделать самому».

Польза занятий

Пользу указанной гимнастики следует рассмотреть основательно. Здесь выделяют следующие преимущества в регулярных занятиях:

кроха начинает правильно произносить звуки; его словарный запас пополняется новыми словами; происходит тренировка пальцев для письма; появляется возможность получить навыки осознанного самоконтроля; малыш тренирует выдержку, понимает, что такое терпение, может концентрировать внимание на одном предмете в течение длительного времени; малыш учится фантазировать; происходит быстрая адаптация к окружающему, что тяжело осуществляется в случае, если кроха левша. С помощью пальчиковой гимнастики происходит осваивание навыка общения и взаимопонимания без использования слов

Малыш легко представляет формы простых предметов, а также на подсознательном уровне уже может предположить дальнейшие события относительно совершенного им действия

С помощью пальчиковой гимнастики происходит осваивание навыка общения и взаимопонимания без использования слов. Малыш легко представляет формы простых предметов, а также на подсознательном уровне уже может предположить дальнейшие события относительно совершенного им действия.

12 пальчиковых игр

Пальчиковые игры для дошкольников дают больший результат, если прибегать к ним ежедневно. С малышом можно просто играть, задействовав различные считалки и стишки. С маленькими детьми необходимо заниматься только в том случае, если ребенок настроен на подобные игры. В противном случае все приведет к обязательным занятиям, которые дети выполнять не намерены.

Показания

В первую очередь упражнения пальчиковой гимнастикой показаны детям с задержкой речевого развития, нарушением звукопроизношения, стеснительным и застенчивым ребятам, которые при любом стрессовом факторе буквально «теряют дар речи». Гимнастика рекомендуется и детям, которые отстают в психоэмоциональном развитии, а также не умеют выражать свои чувства. Полезными будут упражнения для детей, страдающих частыми истериками, неврозом, гиперподвижным и гиперактивным детям, которым очень сложно на чем-то сосредоточиться.

Пальчиковые тренировки рекомендуются всем малышам без исключения с возраста 5–6 месяцев. Такие игры помогут родителям избежать многих проблем в развитии крохи. С возрастом упражнения усложняются и становятся более активными. Но в первую очередь такие игры для детей — это просто веселый досуг, совместные занятия с мамой или папой, которые создают отличный эмоциональный настрой, помогают в установлении доверительных отношений между взрослыми и малышом.

12 пальчиковых игр12 пальчиковых игр

Пальчиковые игры: для чего нужны

Пальчиковые игры — это не только отличный способ развлечь малыша, пообщаться с ним и укрепить вашу связь, но и замечательный способ развития мозга и мелкой моторики. Многие не догадываются, что знаменитая «сорока-ворона», которая «кашу варила, деток кормила» — это раннее развитие, которое было придумано задолго до того, как о нем широко заговорили. Возможно, родители интуитивно чувствовали, что ребенку нужны пальчиковые игры.

Такая игра — это еще и мини-спектакль, который «оживляет» героев стихотворения или сказки, развивает воображение и подходит для совместной деятельности мамы, папы и непоседливого малыша.

Кроме того, работа мозга ребенка напрямую связана с его опытом тактильных ощущений. Именно, поэтому, маленькому ребенку до года рекомендуют почаще давать трогать или проводить его ручкой по разным текстурам — шерсть, песок, камушки, пшено, вода… Для ребенка — это способ начать познавать удивительный окружающий мир.

Возрастные рамки

Чаще всего в пальчиковые игры играют с малышами от 6 месяцев до 1 года, но такие игры полезны и детям старше трех лет. Обычно они делятся от самых простых до игр посложнее, где ребенку предлагается самому выучить стихотворение. Кстати, если сопровождать стихи небольшим «спектаклем» в виде пальчиковой игры, ребенку будет легче запомнить текст.

Общие правила пальчиковых игр:

Не принуждать ребенка к игре, а заинтересовать его.
Объяснить, что будет происходить, правила игры в доступной для ребенка форме.
Не перегружать ребенка играми. Одна-две игры в день вполне достаточно. Можно больше, если ребенок сам любит и просить играть.
Хвалите малыша за его успехи и не ругайте за неудачи, он только учится.
Играйте увлеченно, с радостью. Даже, если у вас мало времени, пусть это десять минут, но они будут полностью посвящены общению с малышом

Ребенку важно, чтобы какое-то время мама или папа «принадлежали» только ему.

Виды игровых посиделок

Огромное количество представленного рода игр условно можно разделить на следующие виды:

  • упражнения – это наиболее эффективный вид развития моторики, поскольку представляет собой движение рук и пальцев в соответствии с произносимыми словами (происходит отображение ситуации);
  • театральные сценки – подходят для детей постарше, которые надевают мелкие игрушки одной сказки и начинают вести действие вместе со взрослыми, имитируя игру на сцене;
  • физические упражнения – преимущественно используются в различных настольных играх, к примеру, лепка из пластилина (задача заключается в работе с дополнительными предметами и атрибутикой).

Малыш благодаря представленным занятиям начинает развиваться творчески. Появляется восприятие мира, формируются задатки счета. К примеру, сказка про репку в театральной сценке дает возможность крохе запомнить последовательность и научиться ждать вступление другого героя. Для этого необходимо разделить пальчиковые предметы с героями между родителями и детьми.

12 пальчиковых игр

Прямая зависимость

Пальчиковая гимнастика – это различные виды массажа, игр, упражнений, направленных на развитие тонких движений рук ребенка. Ведь от того, насколько ловкие его пальчики, напрямую зависит степень развитости психических процессов. Еще наши прабабушки знали, что работа детских пальчиков влияет на развитие интеллекта ребенка, его речи. Вспомним хотя бы потешки про «Сороку-ворону», «Козу рогатую» или «Ладушки» — эти пальчиковые игры, пожалуй, известны каждому.

Итак, что они дают крохе?

Активируют зоны коры его головного мозга, отвечающие за речь.
Помогают формированию четкой, ритмичной речи.
Помогают научиться концентрировать и распределять внимание.
Снимают излишнее нервное напряжение (особенно возникающее во время говорения).
Улучшают память.
Способствуют овладению навыками письма, рисования.
Развивают фантазию, воображение.
Улучшают гибкость и подвижность кистей и пальцев рук ребенка.

Пальчиковые упражнения (или игры) подразделяются на несколько видов в зависимости от возраста.

  1. Упражнения для кистей рук, помогающие научиться расслаблению и напряжению мышц, переключаться с одного положения на другое, развивают подражание. Такие занятия можно проводить примерно с полутора лет, когда ребенок целенаправленно может повторять движения за взрослым и выполнять простые просьбы.
  2. Динамические упражнения учат детей сгибать-разгибать пальчики, координировать точность движений. Такие игры подойдут для младших дошкольников.
  3. Статические игры помогают закрепить уже полученные умения, требуют точности при выполнении. Могут выполняться в среднем и старшем дошкольном возрасте.
  4. Массаж. Развивает сенсорно-тактильные ощущения, помогает снизить тонус мышц и подготовить пальцы к более сложным упражнениям. Массаж можно делать уже с рождения.

Если подобрать или придумать сопровождение к таким действам в стихах, ребенок будет проявлять к ним больший интерес:

Я орех качу-качу,

Свои пальчики учу:

Если будут слушаться,

Все у них получится!

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST “Большой и добрый великан”из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала “Остров”Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST “Гений”из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме “Темный дворецкий”из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен”Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST “Полный расколбас”OST “Свободный штат Джонса”OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек – птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

Особенности проведения гимнастики с детками 2-3 лет

В возрасте 2-3 лет для ребенка наступает важный и сложный период – становление речи. В это время в головном мозге созревают речевые центры, и малыш начинает осваивать лексические и фонетические особенности родного языка.

На заметку!Пальчиковая гимнастика отлично помогает в развитии речевых навыков, а также снимает умственное и эмоциональное напряжение.

Родителям 2-летних детей перед тем как проводить пальчиковые занятия, необходимо взять на вооружение такие рекомендации:

Упражнения не должны приносить неприятные ощущения или дискомфорт.
Если малыш в данный момент не расположен к занятиям, у него плохое настроение, то не следует его заставлять.
Перед занятием нужно убедиться, что ребенок не голоден, не хочет в туалет, он здоров и активен.
Следует разработать специальный комплекс упражнений для пальчиков, который подходит для конкретного ребенка.
Пусть каждое занятие приносит малышу радость и удовольствие. Оно должно быть интересным и увлекательным, чтобы кроха воспринимал упражнения как игру.
Занятия следует проводить регулярно – раз в 1 или 2 дня. Тогда кроха не успеет забыть слова стишка и нужные действия.
Одно занятие не должно длиться слишком долго. Дети 2-3 лет быстро устают и теряют интерес к однообразному действию.
Каждое упражнение следует повторять несколько раз за 1 занятие

Не нужно рассказывать много стишков сразу, так кроха ничего не запомнит.
Внимание во время игры нужно уделять каждому пальчику.
Лучше выучить стишки, рассказывая их крохе, а не читая из книжки.
Любое упражнение необходимо показать ребенку, чтобы он имел пример выполнения действия.

Пальчиковые игры

Помогает пальцевая гимнастика для развития памяти и речи. В данном случае с малышом можно начать заниматься следующими стишками.

Пример 1

Раз, два, три, четыре, пять (загибать пальчики малышу, начиная с большого); Будем листья собирать (руки сжимаем и разжимаем в кулачки); Листья берёзы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины (загнуть по одному с большого); Листики дуба мы соберём, Маме осенний букет отнесём (средним и указательным пальцем руки пойти по столу).

12 пальчиковых игр

Пример 2

Есть игрушки у меня (похлопать в ладоши): Паровоз и два коня (сжать в кулачки и похлопать ими), Серебристый самолёт, три ракеты, вездеход (загибают пальцы), Самосвал, подъёмный кран – Настоящий великан. Сколько вместе (повторяют первые движения с хлопками в ладоши и кулачками)? Как узнать? Помогите сосчитать!

12 пальчиковых игр

Пример 3

Как у нашей кошки (загибать пальчики, начиная с большого) На ногах сапожки (большим и средним идут по столу). Как у нашей свинки (повторяют вышеуказанные движения) – на ногах ботинки. А у пса на лапках – голубые тапки. А козлёнок маленький надевает валенки. А сыночек Вовка – новые кроссовки. Вот так, вот так, новые кроссовки!

12 пальчиковых игр

Пример 4

Прилетела к нам вчера (помахать руками) Полосатая пчела (загнуть пальчик для каждого насекомого). А за нею шмель-шмелёк И весёлый мотылёк, Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза (большим и остальными пальчиками сомкнуть круг и поднести к глазам). Пожужжали, полетали (помахать кистями рук) От усталости упали (уронить ладони на стол).  

12 пальчиковых игр

Пример 5

Сидит белка на тележке (хлопаем в ладоши), Продаёт она орешки (хлопаем кулачками). Лисичке-сестричке (делаем перечисления загибами), Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Кому в платок (похлопать в ладоши), Кому в зобок (похлопать в кулачки), Кому в лапочку (похлопать в ладоши).12 пальчиковых игр

Пример 6

Раз, два, три, четыре, пять (попеременно ударять по столу указательными пальчиками рук), Вышел дождик погулять (беспорядочные удары по столу пальцами). Шёл неспешно, по привычке (средним и большим пальчиком идут по столу), А куда ему спешить? Вдруг читает на табличке: «По газонам не ходить!» (попеременно по столу бьют ладонями и кулачками) Дождь вздохнут тихонько: «Ох!» И ушёл (хлопать в ладоши). Газон засох (ритмично похлопать по столу).

12 пальчиковых игр

Пример 7

Выпал снег на порог (медленно опустить кисти ладонями вниз на пол – не менее 2-х раз). Кот слепил себе пирог. А пока лепил и пёк (ладонями показать, как печь пирог), Ручейком пирог утёк (убежать по столу, имитируя ноги средним и большим пальцем руки). Пироги себе пеки Не из снега – из муки (еще раз показать, как печь пирог).

12 пальчиковых игр

Пример 8

Ветер по лесу летал (плавные движения ладонями из стороны в стороны), Ветер листики считал (загибать пальчики по очереди): Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с берёзы – золотой, Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку (опустить руки ладонями вниз на стол).

12 пальчиковых игр

Пример 9

Мы делили апельсин (показать руками, как делят апельсин). Много нас (растопырив пальцы, показать все 10 ладонями от себя), А он один (левую руку опустить, а на правой показать только один палец). Эта долька – для ежа (загибать пальцы по очереди). Эта долька – для стрижа. Эта долька – для утят. Эта долька – для котят. Эта долька – для бобра. А для волка – кожура (сделать рукой бросок). Он сердит на нас – беда (сжатые в кулаки руки прижать к груди)!!! Разбегайтесь – кто куда (разбежаться по столу, хаотично отбивая пальцами)!

12 пальчиковых игр

Пример 10

Эта птичка – соловей (поочередно загибать пальцы), Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель. Эта птичка – злой орлан (скрестить руки, сделать плавные движения полета птиц). Птички, птички, по домам (помахать руками)!

Пальцевая гимнастика для развития памяти и речи играет огромную роль в развитии малышей. Основная задача родителей донести их до крохи, превратив все занятия в интересное времяпрепровождение, забаву, которую можно выполнять в любом месте. Занимайтесь с маленькими и любимыми вам малютками, чтобы они достигли высот быстро и резво.

Нужно ли проводить занятия с детьми 4-5 лет?

После 4 лет большинство детей уже разговаривают, они развиты физически, имеют достаточно устойчивую психику. Казалось бы – зачем им гимнастика для пальчиков? Большинство ученых, изучающих деятельность мозга ребенка, отмечают тесную связь между двигательной активностью и речью. Поэтому для правильной работы речевых органов, что способствуют хорошему произношению, требуется постоянное развитие и усовершенствование мелкой моторики и двигательной функции.

Преимущества проведения упражнений для пальчиков для малышей 4-5 лет:

улучшение памяти;
развитие и тренировка способности концентрировать и удерживать внимание;
стимуляция воображения и творческого мышления;
эмоциональная наполненность речи;
освобождение от монотонности речи;
воспитание быстроты реакции;
развитие артикуляции;
разнообразие досуга;
сближение ребенка с родителями.

Кроме того, проведение пальчиковых игр между занятиями по математике или изучению букв помогает снизить умственную и психическую нагрузку, отвлечь и развеселить маленького ученика.

Как проводить пальчиковую гимнастику?

Непосредственно пальчиковые упражнения малыши могут воспроизводить примерно после года. С этого времени и можно начинать занятия. Чтобы они были интересными, обычно каждая игра сопровождается определенным ритмичным текстом – стихами, потешками, сказками, которые «инсценируются» при помощи пальцев и ладошек. Взрослый должен произносить слова игры обязательно ритмично и выразительно. Это помогает ребенку научиться правильно и красиво оформлять свою речь. Фантазия детей живо включается в игру, и они с удовольствием делают упражнения.

Основные правила при таких занятиях состоят в следующем.

Руки взрослого не должны быть холодными (ведь игры предполагают как демонстрацию движений, так и их коррекцию и взаимное участие).
Перед началом гимнастики нужно сделать общую разминку для кистей и пальчиков, чтобы они разогрелись, стали податливее (так же как спортсмену перед выступлением или матчем важно размять необходимые мышцы).
Во время игр важно контролировать, чтобы ребенок задействовал в упражнениях все пальчики.
При проведении такой гимнастики родители должны не только следить за тем, как ребенок выполняет упражнения, но и оказывать тактильное влияние на ручки малыша (гладить, щекотать).
Игры не должны проводиться в принудительной форме, иначе от них будет больше вреда, чем пользы.
Залог успеха – в систематических занятиях.

Если ребенок до 3 лет утратил интерес к пальчиковой гимнастике в «идеальном» виде, можно переключить его на другой вид таких упражнений — игры с предметами:

  • перекатывание по столу или полу круглых предметов (пластиковых шариков, мячей, мелких фруктов);
  • сортировка круп или мелких деталей конструктора;
  • сборка пирамидки;
  • постройка башни из кубиков;
  • собирание мозаики;
  • рисование пальцами (по муке, песку, крупе, рассыпанным тонким слоем);
  • исследование на ощупь материалов с разными фактурами (шелк, мех, полиэтилен, дерево, металл, перья, пластик, махровые или шерстяные вещи и т. д.).

Примерно с 2 лет можно перенести пальчиковые игры с детьми на бумагу. Из нее можно скатывать шарики или скручивать рулончики из тонких бумажных полосок. Прекрасно работают пальчики, если попросить ребенка отрывать небольшие кусочки от целого листа. Полученные обрывки пусть малыш складывает в небольшой стаканчик.

12 пальчиковых игр

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: