Содержание
- В соответствии с возрастом
- Саундтреки
- Зарядка в детском саду после сна, со словами
- Мониторинг проведения утренней зарядки в средней группе ДОУ
- Занятия с детьми от года до двух
- Принцип несложного начала
- Что это такое?
- Комплексы упражнений
- Диагностика проведения утренней гимнастики
- Индивидуальный подход
- В чем заключается и как правильно делать?
- Зарядка под музыку в первой младшей группе
- Как приступать к утренней зарядке
В соответствии с возрастом
Комплекс утренней гимнастики в разном возрасте будет разным: для малышей – самым простым, для старших дошкольников – посложнее. Ведь малышам еще довольно сложно, например, ходить животом вверх или перепрыгивать препятствие, манипулировать мячом или стулом.
Для малышей в 2–3 года прекрасно подходят упражнения-подражания. Например, кошечкам (они могут выгибаться, умываться, потягиваться, зевать, топать ножками, охотиться в засаде, наклоняться, высматривая мышку, бежать за ней, ловить и т.д.). Птички могут махать крылышками, взлетать и садиться, наклоняться, раскачиваться… Фантазия родителей может найти множество таких вариантов. Главное, чтобы в комплексы входили упражнения для разминки всех частей тела.
В 3–4 года ребенок уже способен, например, приседать, переводя руки с пояса к коленкам, прыгать, работать с мячом, наклоняться вперед, доставая до коленей.
Сейчас можно предлагать малышу такие упражнения:
- Хлопки в ладоши в положении стоя, ноги слегка расставлены – 5–6 раз.
- Исходное положение – стоя, руки на поясе. Присесть, переведя руки на колени. Подняться – руки на пояс (5–6 раз).
- Прыжки (ноги вместе) – 3–4 раза.
- Бег за мячом – около 20 секунд.
- Ноги расставлены, мяч в опущенных руках. Приседать и подниматься 5–6 раз, удерживая мяч в одном положении.
- Из положения стоя, мяч в руках перед грудью, наклониться и 3–4 раза достать мячом до пола.
- Сидя на полу на коленях, перекатывать мяч, перебирая пальцами, – 3–4 раза.
В возрасте 4–5 лет к этим упражнениям можно добавлять еще более сложные или постепенно заменять простые движения усложненными по мере развития двигательной координации малыша. Например:
- Ходьба на корточках, на прямых руках и ногах (с опорой на ладони и стопы), животом вверх (присесть на корточки, ладонями упереться сзади и начать движение).
- Вращение тазом в положении стоя.
- Стоя на четвереньках, вытягивать противоположные руку и ногу.
- Сидя на полу, поднять вытянутые ноги под 45 градусов, сгибать и разгибать их.
- «Березка» — стойка на лопатках (2 раза по 3–4 секунды).
- «Корзиночка», или «Лодочка» — лежа на животе, обхватить ноги за лодыжки и прогнуться, оторвав от пола колени и плечи.
Для дошкольников 5–6 лет упражнения могут быть еще более «сложносоставными», объединяющими несколько движений. Да и сами движения усложняются, поскольку сейчас ребенок уже способен прекрасно координировать свои действия:
- Ходьба на пятках и носочках.
- Махи прямыми ногами поочередно.
- Наклоны вперед за обручем (наклониться – выдох, поднять обруч вверх – вдох, опустить обруч – выдох, подняться – вдох).
- Пружинящие наклоны вперед с вытянутыми руками.
- Стоя на полу на коленях, садиться на пятки (руки при этом на поясе).
- Прыжки на месте, можно со скрещиванием ног, около 20 секунд.
- Стоя на коленях, держать палку горизонтально за спиной и, прогибаясь назад, на выдохе доставать палкой до пяток.
- Отжимания (сначала от стены, позже – от пола).
- Прыгать боком вдоль лежащей на полу палки, перескакивая то на одну, то на другую сторону.
Из предложенных упражнений можно составлять комплексы, в которых будут присутствовать ходьба, прыжки, бег, махи руками, головой.
Подбирая упражнения для утренней гимнастики в соответствии с возрастом и физической формой ребенка, облекая их в игровую форму, сопровождая подходящей музыкой, родители не только формируют полезную общеукрепляющую привычку, но и постепенно приучают ребенка к здоровому образу жизни. В его формировании должны присутствовать занятия спортом, закаливание, правильное питание. Но все это будет бессмысленным и безрезультативным, если малыш не будет постоянно видеть перед собой соответствующий пример родителей.
Саундтреки
Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST “Большой и добрый великан”из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала “Остров”Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST “Гений”из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме “Темный дворецкий”из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен”Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST “Полный расколбас”OST “Свободный штат Джонса”OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек – птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки
Зарядка в детском саду после сна, со словами
Упражнения проводятся семь минут, воспитатель показывает упражнения и объясняет их.
- Потягивание. Дети лежат на спине, руки расположены вдоль туловища, ноги вместе. Необходимо потянуться, вытянув позвоночник.
- Рисуем радугу. Исходное положение прежнее. Детям нужно поднять сначала правую ногу, нарисовав ею в воздухе полукруг, не сгибая в коленях ноги. Те же действия повторить с левой ногой.
- Гром. Прежнее исходное положение. Ноги подтянуть к груди, обеими руками обхватить. Вернуться к исходному положению.
- Корабли. Дети лежат на животе, руки под подбородком, ноги вместе. Нужно приподняться и прогнуть спину. Прямые руки вытянуть вперед и покачаться.
Кошка, глазки открывай
Воспитатель читает стишки, дети выполняют упражнения.
Мониторинг проведения утренней зарядки в средней группе ДОУ
Анализ (диагностика, мониторинг) образовательной деятельности в детском саду позволяет отследить изменения в физическом, эмоциональном, психологическом развитии воспитанников, а также дать оценку эффективности применяемых педагогом методических приёмов. Диагностика утренней гимнастики проводится в двух форматах:
- методистами, коллегами педагога (как правило, такой вид анализа используется в качестве одной из форм диагностики методической грамотности воспитателя или инструктора по физкультуре в рамках аттестационной кампании, проведения конкурса педагогического мастерства);
- самим педагогом для выявления методических и организационных просчётов в работе.
Мониторинг не только показывает уровень подготовки детей, но и позволяет дать оценку методической целесообразности используемых педагогом приёмов
Алгоритм диагностики
Схема анализа утренней гимнастики включает следующие пункты:
- Общая информация о детях в группе (название, сколько малышей всего, количество присутствовавших в день проведения зарядки).
- Соответствие уровня подготовки помещения санитарным нормам (проводились ли предварительная уборка, проветривание).
- Длительность утренней гимнастики.
- Количество этапов зарядки (вводный, основной, заключительный).
- Детали по каждому этапу: хронометраж, цели и задачи (какие из них были достигнуты, а какие — нет).
- Эффективность участия педагога (доступность объяснения, демонстрация движений).
- Впечатление в целом.
- Итоговая оценка: «5», «4», «3».
Зарядка в средней группе детского сада способствует реализации целей и задач образовательного процесса, помогает создать положительный эмоциональный микроклимат в группе, сглаживает факт утреннего расставания с мамой и настраивает ребят на дальнейшую продуктивную работу
Это определяет не только важность проведения утренней гимнастики, но и необходимость выбора методически целесообразных приёмов взаимодействия с детьми
Занятия с детьми от года до двух
В полтора года можно усложнить комплекс занятий с ребенком.
- Ходьба, но не прямо, а вокруг предмета. Хорошо будет в процессе движения петь песни или проговаривать стишок.
- Игра в догонялки. Родитель направляет обруч катиться вперед, а ребенок должен успеть прийти к финишной черте быстрее, используя только ходьбу, а не бег.
- Прыг в лужу. Используется тот же обруч, задача в том, чтобы с двух ног перепрыгнуть обод и попасть внутрь. Чтобы малышу было интереснее, можно имитировать прыжки в лужи.
Упражнения на ловкость. Поставить обруч на пол, ребенок должен сразу пройти через него, потом прыгнуть в него, а в конце – пролезть на четвереньках через него.
Баскетбол. При помощи обруча, который родитель держит как баскетбольное кольцо, можно тренировать ловкость и координацию малыша, стоящего с мячом. Задача ребенка – правильно бросить мяч одной или двумя руками и попасть внутрь обруча.
Упражнение на полу. Лежа на спине, подняв ноги вверх, нужно проводить кругообразные движения ногами, как бы прокручивая педали велосипеда.
Упражнение на животе. Нужно одновременно поднять ноги и руки, имитируя лодочку, плывущую по волнам
Важно держать стопы и кисти прижатыми друг к другу. Задача малыша – как можно дольше удерживать такое положение.
В качестве заминки можно использовать упражнение для развития мышц стопы: сидя на стуле, пальцами ноги подтянуть к себе обруч поочередно каждой ногой
Когда ребенок будет справляться с этим заданием легко, можно использовать мелкие игрушки, которые стопой нужно перекладывать с одного места в другое.
Если говорить о занятиях с детьми в два года, то для них комплекс еще больше усложняется, и может иметь такой вид.
Ходьба с использованием искусственно созданного возвышения или горки, на которую нужно зайти и сойти
Для первых попыток важно сопровождать ребенка и вести за руку, позже – лишь присутствовать рядом
- Прыжковые упражнения. Проведение разных по направлению и высоте прыжков с проговариванием стишков про зайку.
- Упражнение на координацию и гибкость. Натянуть веревку или положить гимнастическую палку на небольшой высоте и дать задание проползти под ней не касаясь.
- Упражнение с мячом. Учить работать с мячом при помощи одной руки, заводя ее за голову. Максимальная дальность должна быть около метра.
- Упражнение на равновесие. Выстроить дорожку с препятствиями и попросить ребенка пройти по ней, аккуратно перешагивая все, что встретится ему на пути.
- Упражнение лежа на спине. Подъем ног вверх, поочередно правой и левой, пробовать две вместе.
- Упражнение лежа на животе. Дать ребенку в руки мяч и попросить поднять руки вверх так, чтобы мяч оторвался от земли. Количество повторов – от 2 до 5.
- Если дома есть шведская лестница, то стоит поработать на ней, попросив малыша не спеша залезть на безопасную высоту и медленно слезть.
- Провести заминку при помощи пальчиковой игры с использованием стихов и разминки пальцев рук.
Комплекс упражнений может быть самым разнообразным, потому как он базируется на состоянии физического развития и здоровья ребенка. Если есть какие-либо противопоказания, временные или постоянные, то необходимо использовать ЛФК, по возможности тренироваться с малышом в бассейне и делать все, для того чтобы ребенок развивался нормально.
Подробнее о гимнастике для детей от 1 до 2 лет смотрите в следующем видео.
Принцип несложного начала
Для детей утренняя зарядка должна стать непременным атрибутом начала дня, таким же привычным, как умывание, чистка зубов. Помочь организму проснуться, насытить его клетки кислородом — значит создать хорошее настроение на несколько часов вперед. Делать упражнения нужно натощак (это требование не только восточных, но и западных методик).
Врачи-педиатры считают, что ребенка можно приучать к физкультуре с двухлетнего возраста. Конечно, утренняя зарядка для малышей должна быть наиболее простой, не нести больших нагрузок. В противном случае ребенок быстро разочаруется в идее, а переубедить его очень сложно.
Для самых маленьких деток подойдут обычные, естественные движения:
- Ходьба на месте длительностью до 1 минуты. Поочередно — прямой ступней, на пятках, на носочках, на внешней и внутренней стороне ступни.
- От 4 до 8 наклонов вперед, назад, вправо и влево. Это же количество действий используется и в других упражнениях.
- Приседания. Спину нужно держать прямо, это полезно для формирования правильной осанки.
- Подпрыгивания из положения стоя.
- Круговые движения руками: правой, левой, а затем обеими.
- Поднятие ног до соединения с ладонями (левой к правой и наоборот).
- Отжимания от стенки.
- Упор локтями в пол при расставленных ногах в положении сидя.
- Головные наклоны в каждую сторону.
- Медленный марш на месте с высоко поднятыми коленями.
- Поднятие рук вверх на вдохе, опускание вниз с небольшим наклоном на выдохе. Это первые элементы дыхательной гимнастики.
Утренняя зарядка для детей 1-3 лет
Watch this video on YouTube
Подготовка к детскому саду
Простейшая утренняя разминка для детей — один из шагов по подготовке малышей к детскому саду. Даже минимальная привычка к двигательной активности пойдет на пользу, ребенок не будет чувствовать себя в коллективе белой вороной. В 3−3,5 года домашний комплекс можно усложнить.
К уже известным упражнениям следует добавить:
- Прыжки на каждой ноге поочередно. Теперь упражнения делаются не менее 8, но и не более 12 раз, если только они не исполняются на время.
- Выпрыгивания из сидячего положения с выбросом рук вверх.
- Отжимания от тумбы или пола.
- Бег на месте или по кругу.
- Наклоны с касаниями пола кончиками пальцев обеих рук, а также одной и другой, противоположных ног.
- Наклоны вперед к сомкнутым ногам, а затем к расставленным в положении сидя.
- При хорошей растяжке — шпагат. Если он не получается полностью, можно начать с частичного.
- Прыжки со скакалкой.
- Кручение обруча (мальчикам это тоже полезно).
- Вращение верхней части туловища в одну и другую сторону (по часовой стрелке и наоборот).
- Зашагивание на подставку, скамейку.
- В финале, поднимая руки и вдыхая, вышагивать вперед, на выдохе и при опускании рук возвращаться в обычное положение.
В саду, как правило, физкультуре сопутствует музыка. Чтобы лучше подготовить малыша, дома тоже нужно включать сопровождение. Мелодии могут быть разными, но должны отличаться задором, активной ритмичностью, а не усыплять ребенка.
Огородники комплекс утренней гимнастики для детей младшей группы
Watch this video on YouTube
Что это такое?
Артикуляционной гимнастикой называется такой комплекс, который направлен на развитие и укрепление мышц речевого аппарата ребенка. Сюда относятся некоторые мимические мышцы, язык, голосовые связки, губы, мышцы щек, шеи. Упражнения артикуляционного комплекса относятся к лечебно-профилактической гимнастике, поскольку помогают и при наличии определенных проблем с речью, и для профилактики возникновения таких проблем. Цель такой гимнастики — укрепление мышц, придание им определенной ловкости, силы, ведь только слаженная работа всех мышц и связок, участвующих в процессе произношения ребенком звуков, гарантирует четкое и разборчивое произношение.
Артикуляционные комплексы помогают улучшить кровоснабжение таких мышц, тренируют определенные навыки удерживания речевых положений мышц, снижается мышечный «зажим», блоки, что важно при заикании. Увеличивается скорость произношения и чистота звуков
Упражнения в составе такой гимнастики могут быть статическими, направленными на умение удерживать определенное мышечное положение, например, при произношении особо трудного для ребенка звука, а также динамическими.
Динамический вид упражнений нацелен на доведение правильной постановки до автоматизма и основан на постоянном повторении и закреплении. Для каждого ребенка в идеале подбирается свой коррекционный логопедический курс, который позволяет исправить определенный дефект, свойственный конкретному маленькому пациенту.
Комплексы упражнений
К каждому возрасту нужен свой специфический подход, чтобы не повредить здоровье ребенка.
Для детей до одного года
- Движения руками. Малыш в позе лежа должен обхватить руками пальцы родителя и последний в свою очередь делает аккуратные круговые движения. Данное упражнение способствует укреплению плечевого сустава малыша
- Поднятие ног. Поза такая же, как и в предыдущем пункте. Нужно обхватить ножки малыша так, чтобы они были выпрямленными и двигать ими вверх до образования прямого угла и плавно опустить вниз.
- Сведение лопаток. Ребенка следует уложить на живот и позволить ему ухватить свою руку за спиной. Кулачки нужно поднять к пояснице и медленно сводить и разводить руки в локтях.
- Велосипед. В позе лежа на спине взяться за лодыжки малыша и поочередно двигать ножки ребенка, как при кручении педалей на велосипеде.
- Наклоны тела. Взрослому нужно прижать ноги и живот малыша, стоящего спиной, к себе и положить перед ним его любимую игрушку. Цель — добиться того, чтобы малыш наклонился за игрушкой и выпрямился снова.
- Приседания. Крепко возьмитесь за руки ребенка и попросите его присесть либо побудите иным способом сделать это.
- Ползание. В возрасте от шести месяцев, дети уже начинают передвигаться на четвереньках. Такая активность равносильна полноценной спортивной зарядке почти для всех групп мышц.
Для детей от года до двух
Зарядка для детей до двух лет направлена на развитие координации движений, способности ориентироваться и управлении своим телом.
- Ползание через обруч. Малышу следует ползком перебраться через обруч сначала в одну сторону, а потом обратно. Карапузу следует постараться не перевернуться.
- Лазание на горку. Обычная горка во дворе может стать большим препятствием для ребенка, которое нужно преодолеть. Вместо горки это может быть и лестница.
- Ходьба. По наклонной плоскости ребенку следует походить вверх и вниз. Если ребенку сложно дается ходьба по наклонной, то можно подержать его за руку либо походить по прямой поверхности.
- Звездочка. Суть заключается в том, чтобы карапуз одновременно разводил в стороны и руки ноги и вернулся в исходное положение. Повторять 5-10 раз.
Для детей от двух до трех лет
Главными целями игровой зарядки для детей данного возраста служит развитие умений ребенка координировать свои движения, улучшать работу мышц и связок.
Бросок мяча. Для этого упражнения нужно передавать мяч ребенку, чтобы он бросил его вам обратно в руки. Больше тренировок и вскоре мяч будет попадать точно в цель.
Догонялки. Обычная игра может стать хорошей физической нагрузкой на мышцы. Бег будет полезен не только ребенка, но и для взрослого.
Прыжки. Стоя на месте ребенку нужно прыгать вперед и назад. Данный комплекс способствует улучшению координации.
Мельница. Для данного упражнения нужно поставить ноги шире плеч, наклонить туловище вперед и делать круговые движения руками. Желательно коснуться пальцами кончиков ног.
Упражнения для дошкольников
- Подготовка к зарядке. Руки по швам. На вдох поднимаем руки в стороны, а на выдох возвращаемся в сходное положение.
- Наклоны. Необходимо положить руки на пояс и наклоняться вперед, назад, влево и вправо.
- Упражнение для позвоночника. Попросите ребенка сесть и развести ноги в сторону. Вытянуть шею и руки вверх, а потом наклониться вперед к ногам.
- Приседания. Положить руки на пояс и постараться присесть и не упасть.
- Хлопки. Суть упражнения в том, что ребенок должен похлопать над головой, перед собой и за спиной.
- Наклоны. Ноги должны быть на ширине плеч, а руки на поясе. В таком положении малыш должен наклониться вперед, назад и в стороны.
Для школьников
Зарядка для школьников улучшает осанку, расслабляет мышцы и заряжает энергией. Также она помогает стать внимательнее и целеустремленнее.
- Упражнения для шеи. Положить руки на пояс и двигать шеей вперед, назад, влево и вправо.
- Для рук. Положить пальцы рук на плечи и начать вращение вперед и назад.
- Колено вверх. Из исходного положения резко поднять левое колено к груди, а потом правое. Можно также ускорять движения в процессе.
- Планка. Принять позу упор на локти и носки и держаться в такой позе 20-30 секунд.
- Прыжки. Попеременно меняя ноги, необходимо прыгнуть так высоко, насколько это возможно. Сделать нужно от 10-20 прыжков.
- Упражнение для таза. Ноги на ширине плеч, а руки на поясе. В таком положении нужно крутить тазом сначала в одну сторону, а потом в другую.
Диагностика проведения утренней гимнастики
Проведение мониторинга (анализа, диагностики) любого вида деятельности в детском саду призвано показать динамику физического, эмоционального, психологического развития детей, а также помогает оценить действенность выбранных педагогом методических приёмов. Анализ утренней гимнастики может проводиться в двух вариантах:
- для определения уровня методической грамотности педагога (как правило, такой вид мониторинга организуется в рамках аттестационной кампании или конкурса педмастерства и проводится методистами, коллегами);
- для выявления ошибок в организации и выборе методических приёмов (проводится самим педагогом).
При этом схема проведения диагностики будет общей (!).
Диагностика утренней гимнастики позволяет сделать вывод об уровне общей физической подготовке детей
Алгоритм проведения мониторинга
- Сведения о воспитанниках группы (название, количество детей, число присутствовавших в этот конкретный день).
- Оценка уровня подготовки помещения (была ли проведена предварительная уборка, проветривание), формы одежды детей и педагога.
- Соответствие хронометража зарядки установленным нормам.
- Сколько этапов было проработано (вводный, основной, заключительный).
- Кратная информация по каждому из этапов: цели, задачи (с указанием того, были ли они достигнуты), а также отметка о соблюдении или не соблюдении временных рамок.
- Насколько действенным было участие педагога (на уровне объяснения, демонстрации или оказания индивидуальной помощи).
- Общее эмоциональное впечатление.
- Итог в оценочном выражении: «отлично», «хорошо» или «удовлетворительно».
Утренняя зарядка в старшей группе продолжает начатую в предыдущих группах традицию проведения организованного начала дня. При этом основное отличие в работе над утренними упражнениями с детьми 5–6 лет по сравнению со средней группой состоит в минимизации ролевой модели воспитателя для повторения движений: дети сами показывают, как нужно выполнять то или иное задание. Но это отнюдь не уменьшает требование к качественной методической подготовки зарядки со стороны педагога, оценить которую можно в том числе и в процессе открытого показа утренней гимнастики.
Индивидуальный подход
Организовать утром зарядку для детей можно разными способами. Немного желания и фантазии — и у родителей появляется собственный комплекс, которому не научат в детсаду и в школе. Такой подход должен строиться с учетом интересов мальчика или девочки, их возможностей и особенностей.
С ростом дошкольника увеличивается время занятий и их динамичность. Сыновьям пора давать упражнения на силу, девочки же могут больше времени уделить растяжке. Разминка потихоньку превращается в более полноценные занятия, которые в дальнейшем могут обратить ребенка к спорту.
В некоторых упражнениях детям понадобится прямая помощь взрослых или их непосредственное участие:
- Качание пресса. За ноги поначалу ребенка нужно держать либо же найти подходящую опору.
- Полные отжимания от пола.
- Кувырки вперед и назад.
- Стойка на голове и руках у стены, а затем на коврике.
- Работа с пружинным эспандером руками и ногами.
- Приседания с разным положением ног: вместе, на ширине плеч, широко расставленных.
- Закидывание ног за голову в положении лежа.
- Боксирование для мальчиков и танец на цыпочках для девочек (хотя можно применять и то и другое вне зависимости от пола ребенка).
- Перекатывание с головы на таз и обратно с согнутыми коленями (руки за головой).
- Кручение ногами с согнутыми коленями (в положении стоя).
- Одинарный и двойной велосипед в положении лежа, поочередные и совместные поднятия ног.
- Наклоны с гантелями. Вместо покупных снарядов можно использовать пластиковые бутылочки из-под напитков, наполненные водой.
Зарядка для детей Солнышко.mpg
Watch this video on YouTube
Восточный орнамент
Новые подходы подразумевают включение в обычные комплексы не только дыхательных практик, но и элементов йоги, ушу, некоторых других восточных боевых и оздоровительных методик. На первых порах здесь не нужны продвинутые инструкторы, ибо изначально эти направления создавались обычными людьми для каждодневного пользования.
Для организации более интересного и полезного процесса дома стоит попробовать:
- Завести руки за спину, закрепить под локтями палку (подойдет обычная швабра). Не выпуская палки, шагать, приседать, наклоняться, делать плавные повороты туловища.
- Руки согнуть, приподняв их так, чтобы сжатые кулаки были на уровне груди внутренней стороной вверх. Резко выбросить их вперед. Вернуть назад так, чтобы вверх были уже костяшки.
- Согнуть пальцы рук. Поднять ладони на уровень глаз внутренней стороной к лицу. Поднять согнутую в колене ногу. Зафиксировать положение на несколько секунд. Опустить ногу. Сверху вниз делать ладонями царапающие движения.
- Ноги расставить и немного согнуть. Одну руку выпрямить параллельно полу. Вторую завести за голову в полусогнутом состоянии. Вышагнуть, полуприсев, в сторону и одновременно перевести вперед руку из-за головы. То же самое сделать и в другую сторону, поменяв руки.
- Правую руку положить на левое плечо с полуоборотом торса — вдох, назад — выдох. Поменять плечо и руку.
- На вдохе достать до икроножной мышцы как можно ниже, выпрямиться на выдохе. Когда будет хорошо получаться с одноименными конечностями (правой и левой), делать те же движения крестообразно.
В чем заключается и как правильно делать?
Ребенок в 3–4 года должен постоянно двигаться, чтобы нормально развиваться. Чтобы эта активность имела какую-то цель, можно использовать подвижные игры, включенные в зарядку. Ежедневное начало дня посредством зарядки закладывает у ребенка определенную организованность, воспитывая в нем правильные качества. Кроме того, спустя какое-то время от спортивных занятий малыш будет получать истинное удовольствие. Использование утренней зарядки позволяет утихомирить детей при помощи набора упражнений и повысить активность тех, кто предпочитает тихонько сидеть и играть в одиночестве.
Регулярные занятия дома и в садике помогают детям стать более выносливыми, обрести первые навыки самодисциплины и выдержки. Преимуществом садиковских занятий является круглогодичная работа, которая в теплое время года проводится на свежем воздухе, что еще более полезно, тогда как в условиях дома не всегда есть такая возможность. При помощи правильно подобранных упражнений дошкольник получает дозированную нагрузку на мышцы, что позволяет им правильно расти и развиваться. Кроме того, идет активная работа сердца и легких, что дает возможность на ранней стадии выявить любые отклонения или не допустить их вовсе.
Оптимальное время для зарядки в этом возрасте составляет от 8 до 15 минут, за которые можно взбодриться и подготовиться к предстоящему дню
Важно следить за посильностью нагрузки и сложностью упражнений, чтобы они не были слишком сложными или легкими. В проведении зарядки с детьми 3 лет и старше важно организовать процесс так, чтобы всем его участникам было одинаково интересно, а это возможно только при помощи игр
В садике таким образом проводятся:
- спортивные;
- музыкальные;
- общеобразовательные занятия.
Чтобы любая деятельность была по нраву детям, важно правильно ее организовать, для чего нужно:
подготовить активную музыку, которая порадует детей и настроит их на выполнение физических упражнений;
найти такие упражнения, которые ребенку будет интересно и весело выполнять, где он сам будет стремится повторить и увеличить количество повторов;
использовать необычные названия для заданий, чтобы заинтриговать ребенка;
для параллельного развития речи, слуха и ритма можно петь или читать стихи во время упражнений;
интересным вариантом станет видеоурок, где зарядку делают дети подобного возраста;
важно следить за качеством выполнения каждого элемента на зарядке, чтобы они несли максимальный эффект, для чего взрослый должен хвалить и подбадривать ребенка.
Зарядка под музыку в первой младшей группе
Как и все физкультурные мероприятия, зарядка под музыку в первой младшей (ясельной) группе имеет свои организационные особенности в соответствии с ФГОС (Федеральным государственным образовательным стандартом):
- длительность утренней гимнастики составляет 4–5 минут;
- рекомендуется использовать фольклорные тексты: заклички, запевки, частушки;
- в течение учебного года осваиваются и закрепляются различные виды зарядки;
- зарядка с детьми 1,5–3 лет проводится под музыку и весёлые песенки, выполняются в основном движения-имитации и называемые в песне действия (подражательные движения).
Педагог обязательно демонстрирует малышам выполнение упражнения на своём примере
Видео: зарядка под музыку «Головами покиваем» в ясельной группе
Watch this video on YouTube
Утренняя гимнастика «Головами покиваем» является традиционной зарядкой под музыку. Воспитатель показывает движения, о которых поётся в композиции, малыши стараются повторить: кивки головой, повороты головы, стук зубами, круговые движения руками и плечами, разминка пальчиков, приседания, приставной шаг. Комплекс упражнений повторяется в ускоренном темпе
Обратите внимание: во время гимнастики два воспитанника группы не выполняют зарядку, педагог не привлекает их. Это правильная педагогическая тактика: не принуждать, дать возможность самостоятельно заняться чем-нибудь, выяснить причину плохого настроения/поведения/самочувствия после занятия
Таблица: комплексы основных (общеразвивающих) упражнений для детей 1,5–3 лет
Комплекс | Список ОРУ (общеразвивающих упражнений) | Вариант музыкального сопровождения |
«Барабан» |
|
Песня «Весёлый барабанщик» (слова Б. Окуджавы, музыка Л. Шварца). |
«Барбарики» |
|
Песня «Барбарики» («Что такое доброта?») одноимённой детской группы. |
«Весёлая погремушка» |
|
Песня «Погремушка» (авторы Е. и С. Железновы). |
«Огородники» |
|
Песня «Огородная-хороводная» (слова А. Пассовой, музыка Б. Можжевелова). |
Как приступать к утренней зарядке
Основной деятельностью детей 3-4 лет чаще является игровая: все, чему учатся дети в детском саду. Проходит в игровой форме, начиная от музыкальных и спортивных занятий и заканчивая образовательными.
Чтобы вызвать у дошкольников положительное отношение к спорту, используются простые приемы:
Перед началом утренней гимнастики, нужно включить бодрую музыку, которая психологически будет настраивать детей на выполнение определенный действий.
Комплекс упражнений должен быть интересным и захватывающим. Элементы игры не дадут заскучать дошкольникам.
Названия упражнения должны быть интересными и веселыми.
Утренняя гимнастика выполняется под бодрую музыку
Физические упражнения можно сопровождать веселыми стишками либо простыми песенками.
Можно использовать видеоматериалы с записями комплекса утренней зарядки для детей определенного возраста.
Стоит уделять внимание не столько количеству выполненных упражнений, а их качеству. Чтобы дети не ленились, а стремились к правильному выполнению физических движений, их нужно хвалить и поощрять.
Все это благотворно сказывается на учебный и развивающий процесс в детском саду. Дети привыкают к ежедневным упражнениям, режиму, быстро втягиваются в нужный темп.