Возрастная периодизация

Таблицы веса и роста ребенка по годам

Таблицы роста и веса ребенка — это удобные инструменты для отслеживания развития малыша. Если длина тела и масса ребенка не в норме, он намного ниже или выше сверстников, плохо набирает массу — это может говорить о проблемах в развитии.

Возрастная периодизация

Зачем узнавать рост ребенка по возрасту

Детей на приеме у педиатра всегда взвешивают и измеряют длину их тела. Это помогает врачам вовремя заподозрить возможные отклонения в развитии. Если ребенок слишком маленький при нормальном образе жизни и достаточном питании, это может говорить о гормональных нарушениях, анемии, генетических болезнях. Таблица роста детей нужна для родителей. Они могут сверяться с ней и следить за тем, чтобы маленький человек развивался правильно и рос здоровым.

Обратите внимание на корректность измерений. Их нужно проводить в одно и то же время, так как по утрам люди выше на пару сантиметров

Если результаты оказались уж совсем неожиданными, стоит перемерить длину тела, возможно, даже в другой день. Особенно часто такие казусы случаются с маленькими детьми, которые не могут ни секунды спокойно постоять на месте, что искажает результаты измерений.

Длина тела малышей

Для ответа на вопрос, какой рост у ребенка в год, таблица не нужна. Длина тела годовалой девочки — от 69 до 82 см, а мальчика — от 71 до 83 см.

Длина тела девочек

В ранние годы показатели у разнополых детей не сильно различаются. В этом возрасте девочки немного ниже мальчиков. Потом уже девочки начинают расти быстрее, и уже к десятилетнему возрасту заметна разница: девочки заметно выше и взрослее мальчишек. Самые высокие темпы роста у девочек — в 10-15 лет.

Таблица роста детей по возрасту: девочки 1,5-5 лет.

Возраст, лет Низкий рост, см Ниже среднего, см Средний, см Выше среднего, см Высокий рост, см
1,5 72 75 80 86,5 89,5
2 76,5 80 86 93 96
2,5 80 85 90 97,5 101
3 года 83 91 95 102,5 106
4 90 94-98,5 102 107-111,5 115,5
5 95 100 109 119 123

Рост ребенка по годам: девочка 6-10 лет.

Возраст, лет Низкий рост, см Ниже среднего, см Средний, см Выше среднего, см Высокий рост, см
6 100 105 115 120-125,5 130,5
7 104,5 110 121 131,5 137
8 109 115-120 126 138,2 144
9 114 126,5 132 144 150
10 119 125 138,5 151,5 157

Длина тела мальчиков

Мальчики в первое время выше девочек, потому что рождаются, как правило, более крупными. Потом ситуация меняется. В возрасте 13-14 лет юноши начинают обгонять девушек по росту.

Быстрее всего длина тела увеличивается у будущих мужчин в возрасте 11-17 лет. Они могут прибавлять по 6-7 см в год, так что родителям придется смириться с частыми обновлениями мальчишеского гардероба.

Таблица норм роста детей по годам: мальчики 1,5-5 лет.

Возраст, лет Низкий рост, см Ниже среднего, см Средний, см Выше среднего, см Высокий рост, см
1,5 75 77 82 87,5 90
2 78 81 87 93,5 96
2,5 81 85 92 99 102
3 85 88 96 103 107
4 90 99 103 111 116
5 96 100 110 120 124

Рост ребенка по годам, таблица до 10 лет (мальчики).

Возраст, лет Низкий рост, см Ниже среднего, см Средний, см Выше среднего, см Высокий рост, см
6 101,5 106 116 126 130
7 106 111 121 127-132 137
8 110 116 127,5 138,5 144
9 114 120,5 132 144,5 150
10 118 125 137 150,5 157

В подростковом возрасте все дети растут по-разному, с большим разбросом. Уже становится ясно, кому суждено вырасти под 2 метра, а кто будет миниатюрным. Тем не менее, люди растут и после совершеннолетия. Активный рост у юношей остановится около 20 лет. Девушки перестают расти к 17-18 годам. В более взрослом возрасте все важнее становится наследственность: крупными становятся дети высоких родителей, и наоборот. Мужчины и женщины иногда прибавляют в росте до 25-27 лет. Это почти незаметная прибавка до 2 см.

Вес детей по возрастам

Вес дети набирают все по-разному. Прибавка составляет от 500 граммов до полутора килограммов в месяц. Сколько малыш прибавлял в первые пару месяцев, столько же и будет набирать, скорее всего, пока его кормят грудным молоком или смесью. После введения прикорма темпы прибавки веса замедлятся. И это объяснимо — овощи и даже каши не так калорийны, как специальная младенческая еда — смесь или молоко мамы.

В год девочка может весить 7-13 кг, но хорошим показателем считается 8-11 кг. Мальчики весят 7,7-13,5 кг. Норма для них — от 8,7 до 12 кг.

Таблица веса ребенка по годам (до 5 лет).

Возраст, лет Низкий вес, кг Средний, кг Большой вес, кг
1,5 10 11,5 13
2 11 13 14,5
2,5 11,9 13,5 15,5
3 12,5 14 17
4 14,2 17 19,5
5 15,5 20 21,5

Таблица веса детей до 10 лет.

Возраст, лет Низкий вес, кг Средний, кг Большой вес, кг
6 16 20 27
7 17,5 23 30,5
8 19,5 25,5 34,5
9 24 28 39
10 26 31 42

Что касается дальнейшего развития, таблица роста и веса детей до 18 лет используется мало, так как в этом возрасте все сильнее заметны различия, все развиваются в своем темпе. Определить лишний вес или дефицит массы сможет педиатр, наблюдающий ребенка.

Разные взгляды

В психологии нет единого мнения о том, какие бывают возрастные категории людей. Каждый специалист выделял свои этапы и обосновывал решение иными взглядами на проблему.

Эльконин

Больше всего распространены представления о возрастных периодах жизни человека, которые были выведены Элькониным. Он разделил весь этап существования человека на раннее детство, дошкольный возраст, школьный возраст.

Свою классификацию он разработал только для детей, т.е. до достижения 18 лет. Именно она стала основной для использования в образовательной сфере. Эльконин считал, что дальнейшее разделение невозможно. Вся проблема в том, что взрослые люди имеют большое многообразие путей.

Важно! В зависимости от обстановки в стране менялись представления поколений о жизни. После 18 лет сложно выделить какие-то возрастные периоды

Слишком много факторов влияет на личность: обучение, работа, служба в армии и т.п. У каждого индивида – свои чувства и ценности, которые влияют на поступки

После 18 лет сложно выделить какие-то возрастные периоды. Слишком много факторов влияет на личность: обучение, работа, служба в армии и т.п. У каждого индивида – свои чувства и ценности, которые влияют на поступки.

Пифагор

В древние времена ученые тоже имели много представлений об окружающем мире. Возникновение теории Пифагора связано со сменой времен года. Так, он считал, что весна – это момент появления жизни, начало существования, поэтому это время года ассоциируется с рождением.

Период лета соотносился с взрослением. В это время человек расцветал и демонстрировал свои лучшие качества. Такое время еще можно называть этапом буйного роста.

Осень – это пора зрелости, когда человек умудрен опытом и знает, чего хочет от жизни. Индивид становится мудрым, уравновешенным и готовым принимать различные точки зрения.

Зима – это угасание жизни, которое приходит со старостью. Человек не боится смерти, так как он хорошо понимает, что срок его существования подошел к концу.

Выготский

Особенность подхода ученого заключалась в том, что ему удалось связать периоды стабильности и кризиса. В момент рождения малыш попадает в кризис, потом спокойно развивается до года и снова попадает в кризис.

Возрастная периодизация

В годовалом возрасте ребенок сталкивается с критической точкой развития

Следующий кризис приходится на три года, после чего покой длится до семи лет. Человеческая психика формируется под воздействием новой среды. Поэтому не стоит бояться появления критических моментов, так как они нужны для улучшения работы организма.

Ребенок учится познавать собственные чувства. Поэтому в подростковый кризис он изучает себя, свою привлекательность и испытывает первую влюбленность. Ему интересны не только принятые нормы, но и нечто запретное.

Выготский также подчеркивал, что кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни. Некоторые его последователи уверены в том, что индивид их переживает каждое десятилетие.

Фрейд

Психоаналитик тоже внес свою лепту в развитие представлений о возрастной периодизации. Его периоды стали называться по тому, каким умением овладевал ребенок на определенном этапе развития.

Первый – это оральный. Малыш может сосать грудь или бутылочку, насыщение приносит ему удовольствие. Анальный – длится с года до трех лет, в это время ребенок учится контролировать позывы в туалет.

Возрастная периодизация

В дошкольный период малыш переживает фаллическую стадию, т.е. осознает свой пол

Латентный этап длится с 6 до 12 лет. В это время дети интересуются социальной сферой. Генитальный – начинается с 12 лет и длится до 18 лет. В этот период подросток осознает сексуальность.

В философии, психологии, социологии, биологии есть свои взгляды на возрастную периодизацию. Единого мнения среди специалистов пока нет.

Классификация и виды

Для медицинской, социальной и педагогической реабилитации детей с ОВЗ выделяется несколько сфер, в которых возможны нарушения:

  • Дефекты слуха – это дети глухие или слабослышащие. Данный вид ОВЗ имеет сенсорный характер, ребенок не может познавать мир и воспринимать информацию посредством слушания. Отсутствие общения с другими людьми в детстве приводит к невозможности воспроизведения речи. Эти дети, как правило, являются глухонемыми.
  • Нарушение зрения – в этой группе дети слепые или слабовидящие. Это также дефект по сенсорному типу. Зрение не используется для ориентирования и познавательной деятельности.
  • Тяжелые дефекты речи. Не развитая разговорная функция мешает коммуникациям, ограничивает познавательные возможности. Ребенок элементарно не в состоянии задать интересующий его вопрос. Это детки немые от рождения либо с невнятной, непонятной окружающим речью.
  • Среди заболеваний ОВЗ часто встречаются нарушения опорно-двигательных функций. Причина нарушений кроется в поражении тех областей коры головного мозга, которые отвечают за возможности движения. Ребенок не в состоянии ходить, иногда даже сидеть, у него отсутствует координация движения и т.д.
  • Задержка психического развития. Состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности). Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического заболевания.
  • Дефекты эмоционально-волевой сферы (аутические расстройства). Ребенок не может общаться с другими людьми, у него полностью парализована коммуникативная функция, социальные навыки не прививаются.

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь сочетанные диагнозы, то есть заболевания из разных видов приведенной классификации. К примеру, ребенок с ДЦП одновременно является слабовидящим.

Видео о возрастных категориях

Однако возрастная классификация Всемирной организации Здравоохранения не в силах изменить сознание человека. В отдаленных населенных пунктах люди до сих пор 45 и более лет считают практически предпенсионным возрастом.

Женщины, преодолевшие сорокалетний порог, готовы махнуть на себя рукой. Многие возрастные дамы злоупотребляют алкоголем и курением, перестают ухаживать за собой. В результате женщина теряет привлекательность, быстро стареет. Впоследствии возникают психологические проблемы, усугубляющие ситуацию. Если женщина или мужчина чувствуют себя действительно старыми, то тут уж никакие корректировки в классификации возраста человека по ВОЗ не в состоянии изменить ситуацию.

В данном случае пациент нуждается в качественной своевременной помощи профессионального психолога. Специалисты рекомендуют пересмотреть жизнь и найти в ней новый смысл. Это может быть хобби, работа, забота о близких, путешествия. Смена обстановки, положительные эмоции, здоровый образ способствуют улучшению эмоционального состояния и, как следствие, увеличению продолжительности жизни.

Сейчас кризис среднего возраста в среднем наступает около 50 лет, возрастая из года в год. Несколько десятилетий назад его пик приходился на 35 лет.

Стоит заметить, что на психоэмоциональное состояние влияет страна проживания, экономическая и экологическая ситуация, менталитет и прочие факторы.

Согласно проведенным ранее исследованиям, реальная возрастная градация и периодизация – иная. Жители европейских стран считают окончание молодости в 50 лет /-2 года. В азиатских странах многие 55-летние ощущают себя молодыми и не готовы уходить на покой. Это же касается жителей ряда штатов Америки.

Классификация возрастов, принятая Всемирной организацией здравоохранения, это обобщенные показатели, меняющиеся с определенным промежутком. На их основании можно подготовить организм к последующим старческим изменениям, вовремя переориентироваться, найти хобби и т.д.

В каждом случае при градации стоит учитывать индивидуальные особенности человека. Современное медицинское оборудование и технологии дают возможность поддерживать организм в хорошей форме на протяжении долгих лет.

Классификацией возраста называют способ разделения граждан разных возрастов по категориям. Они формируются путём объединения индивидов по идентичным признакам, а также по значимости их роли в социально-демографических процессах. Критерии возрастных категорий различны по отношению к цели исследования.

К примеру, в такой науке как демография, самой эффективной считается группировка на однолетние или пятилетние отрезки жизни

Для изучения факторов рождаемости обращают внимание на 2 конкретных показателя: бракоспособный возраст женщины и период её жизни, когда она находится на пике своей репродуктивной способности

В экономике принята классификация из 3-х групп:

  • дотрудоспособный;
  • трудоспособный;
  • послерабочий.

Возрастная периодизация
Возрастные категории людей по ВОЗ

Он разбил население на 3 основных группы:

  • Дорабочая – часть граждан возрастом до 14 лет. В их числе младенцы, которым не исполнилось 24 месяцев, дошкольники от 3 до 7 лет, а также школьники до 14 лет.
  • Рабочая – период между 15 и 60 годами. В эту группу входили юные представители общества не младше 16 и не старше 24, люди периода зрелости возрастом от 24 до 45, а также те, кто был не моложе 45-и не старше 59 лет, переживающие период вторичной зрелости.
  • Послерабочая – все граждане старше 60 лет, включая людей пожилого возраста от 60 до 70, затем наступает так называемая «ранняя старость» в промежутке между 70 до 79, все последующие годы именовались глубокой старостью.

Точных градаций установить нельзя, так как человеческая жизнь представляет собой непрерывное цикличное развитие. Не стоит забывать и об индивидуальных особенностях климата, экологической ситуации в регионе и генетической стороне исследования. Несмотря на существования целого спектра классификации, ни одна из них официально не признана общепринятой.

Принцип классификации возрастов в медицине опирается на особенности организма человека. А конкретно на анатомические и физиологические особенности. Поэтому говоря о возрастных показателях, врачи часто использую термин «биологический возраст».

Под ним понимается самочувствие конкретного человека, оно оценивается на основе состояния его нервной системы, физических возможностях и скорости обменных процессов. Для определения биологического возраста учитываются индивидуальные показатели, которые определяют возможность работы и функционирования различных тканей, органов.

Таблица СПЖ по регионам

Согласно данным Росстата, самая высокая средняя продолжительность жизни по регионам страны наблюдается в Республике Ингушетия – 80 лет (76,5 для мужчин и 83 для женщин). Далее значится Москва (72,9 и 80,3 лет), на третьем месте оказалась Республика Дагестан (73,1 и 79,4 лет). В курортном субъекте – городе Сочи и его окрестностях – население живет несколько меньше (64 года мужчины и 75,3 женщины).

Регион РФ Средняя длительность жизни
Республика Ингушетия 76,51
Москва 72,96
Республика Дагестан 73,18
Кабардино-Балкарская Республика 69,82
Карчаево-Черкесская Республика 69,94
Республика Татарстан 67,05
Краснодарский край 67,55
Белгородская обл 67,33
Чеченская республика 70,35

В Чеченской Республике прослеживается самая малая разница между возрастами – 6,09 лет. На втором месте Республика Дагестан – 6,29, на третьем – Ингушетия – 6,51. В среднем, женщины (в силу более простой жизни, крепкого здоровья или лучше развитого инстинкта самосохранения) живут дольше, чем мужчины, на 10 лет.

Возрастная периодизация

Еще немного о личностях, поведении и кризисе

Возрастная периодизация
Все люди зрелого возраста делятся на 4 типа:

  1. Стихийно-обыденный. Жизнь такого человека не организована. Ему сложно контролировать происходящие события из-за того, что он постоянно не успевает за временем. То есть человеку приходится подстраиваться под уже случившиеся ситуации.
  2. Функционально-действенный. Индивид принимает активное участие в своей жизни, организует ее, направляет. Однако это имеет ситуативный, выборочный характер. Отсутствует общий план жизни.
  3. Созерцательно-пролонгированный. Он плывет по течению, не имеет своих планов и желаний (кроме сиюминутных).
  4. Созидательно-преобразующий. Идеальный вариант поведения взрослого человека. Это успешная личность. Она в силах контролировать время и управлять им, связывать ситуации и события с общим жизненным планом.

От типа поведения зависит выраженность кризиса среднего возраста. Меньше всего кризису подвержен последний тип. Больше всего – первый. Вы спросите, почему не третий? Ответ прост: пассивный человек просто не заметит какого-либо противоречия, точнее его не возникнет. А первый испытает серьезный дискомфорт от невозможности влиять на течение жизни.

Периодизации развития взрослого человека

В качестве примеров приведу различные периодизации как зарубежных так и отечественных психологов.

Периодизация Ш. Бюллера

Ш. Бюллер считал зрелость – периодом расцвета, а 50 лет – временем старения и угасания, окрашивающего жизнь мрачными красками. До 16 – 20 лет у человека нет семьи, профессии, жизненного опыта. От 16 – 20 до 25 – 30 лет происходит предварительное самоопределение, выбор супруга, начало построения семьи. От 25 – 30 до 45 – 50 лет наступает зрелость: появляется семья, призвание, самореализация, постановка конкретных жизненных целей. От 45 – 50 до 65 – 70 – старение – это период душевного кризиса, в конце периода нет ни самоопределения, ни конкретных жизненных целей. После 65 – 70 лет наступает старость: у человека потеряны социальные связи, он бесцельно существует, обращается к прошлому, пассивно ожидает смерти. Достаточно пессимистичная периодизация.

Периодизация Р Гулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта

Американские психологи более оптимистично рассматривали взрослый период жизни человека. Они считали, что во взрослой жизни наступает душевное равновесие, только в 30 и 40 лет человек переживает кризис.

16 – 22 года ученые определяют как время взросления: человек ещё пребывает в неопределённости, но уже стремится к самостоятельности. Это время ухода из родительского дома и родительской опеки.

23 – 28 лет – время осознания себя взрослым человеком с правами и обязанностями, начало формирования представлений о своей будущей работе и жизни, попытки построения семьи.

29 – 32 года – переходный период в жизни человека: прежние представления о жизни претерпевают изменения, иногда жизнь строится заново.

33 – 39 лет – время «бури и натиска» (как бы возвращается период отрочества). Достигнутое кажется недостаточным, семейные отношения не особо радуют, все силы вкладываются в работу.

40 – 42 года – кризисный период: «взрыв в середине жизни», впечатление, что жизнь проходит зря, а молодость уже утрачена.

43 – 50 лет – новое равновесие, привязанность к семье.

После 50 лет – источником постоянного удовлетворения является семья и успехи детей. Осмысление вопросов о смысле жизни и ценностях сделанного за истекший возрастной период.

Периодизация В. Ф. Моргуна

В отечественной психологии проблеме периодизации развития зрелой личности было уделено меньше внимания, а интерес возрос только в последние десятилетия. В. Ф. Моргун выделил 10 стадий развития

18 – 23 г. – период юности. Молодые люди переступают порог взрослой жизни, ищут своё место в обществе, происходит личностное и профессиональное самоопределение.

24 – 30 лет – молодость. Осознание нереальности юношеских мечтаний, выработка индивидуальности, поиск спутника жизни, создание семьи, специализация в выбранной профессии.

Около 30 лет – переход к расцвету. Если недостаточно благополучно прошла эпоха самоопределения, наступает кризис.

31 – 40 лет – расцвет. Это время высокой работоспособности и отдачи. Приобретается богатый жизненный опыт, человек становится полноценным специалистом в своей профессии и семьянином. Впервые задумывается над вопросом: «Что остаётся людям?»

Около 40 лет – переход к зрелости. Если ранее не было целенаправленной работы по самосовершенствованию, возможны личностные сдвиги и кризис.

40 – 55 лет – зрелость. Это вершина жизненного пути личности. Приобретено профессиональное мастерство и положение в обществе, появляется стремление передать свой опыт другим.

50 – 55 лет – кризис. Начало и осознание возрастных перестроек: физиологическое старение приводит к пессимизму или к изменению образа жизни, постановке новых целей.

55 – 75 лет – пожилой возраст. Человек стремится передать накопленный жизненный опыт, возникает желание продолжать творческую активность, больше общаться.

75 – 90 лет – старческий возраст. Время выполнения функций бабушки и дедушки, общение с широким кругом друзей и близких, включение в посильные виды деятельности.

Свыше 90 лет – период долгожительства. Адаптация к новой ситуации благодаря использованию имеющегося опыта, включению многих приспособительных систем, в том числе и на уровне личности.

Периодизация Г. С. Абрамовой

Не буду подробно описывать содержательную сторону периодизаций, т. к. во многом психологическое содержание совпадает, укажу только возрастные границы.

18 – 22 года – юность

23 – 30 лет – взросление

30 – 33 г. – переходный возраст

36 – 50 лет – зрелость

51 – 65 лет – пожилой возраст

Старше 65 лет – старость

Как замедлить течение времени?

Если же вам всё-таки страшно хочется замедлить течение времени (в то время, пока вы получаете от жизни удовольствие, разумеется), то для этого есть очень простой способ: нужно сделать что-то новое. Помните себя в детстве? Каждый день – словно целая жизнь, со множеством событий, приключений, мыслей и важных дел. Для взрослых же людей даже года могут пролетать незаметно. Причина в том, что для ребенка всё имеет характер новизны, мозг постоянно учится новому и обрабатывает поступающую информацию. Хотите проживать такие же длинные дни, как в детстве? Это легко – например, это первый день вашего отпуска, или первый день на новой работе, когда сознание еще только изучает незнакомые обстоятельства. Т.е. вам и надо-то всего лишь уменьшить количество машинальных действий в своей текущей жизни: можно выбрать другую дорогу домой или на работу, съесть непривычную еду или поужинать в незнакомом месте, посетить какие-то интересные неизведанные местечки… Смею вас уверить, крошки, это дает колоссальную перезагрузку голове и реально делает время «длиннее».

Возрастная периодизация

Здоровье плюс развитие – вот рецепт вечной молодости.

Здоровье физическое – это удовольствие от существования.

Здоровье ментальное – это в первую очередь доброта и принятие.

А развитие и познание нового развивает нейронные связи и держит ваш мозг и тело в тонусе.

Как я могу вас отблагодарить?

Принципы периодизации

Возрастная периодизация

«Ступени человеческого века», 1-я половина XIX века

Выготский различал три группы периодизаций (относительно периодизации детства и юности): по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.

Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии с стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества. До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.

Вторая группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам. Так, в рамках психоанализа Фрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный, анальный, фаллический, латентный, генитальный этапы). В основу периодизации П. П. Блонского лег такой объективный и простой для учета физиологический признак, как появление и смена зубов. В получившейся классификации детство делится на три периода: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов; с появлением зубов мудрости начинается взрослость.

Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Выготским и Эльконином

Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.

В рамках психологии развития, догматические периодизации, основанные на умозрительных принципах, были заменены периодизациями, основанными на предварительном изучении развития детей, в том числе и на лонгитюдных (многолетних) исследованиях одних и тех же детей, разработанных Арнольдом Гезеллом.

Соотношение роста и веса дошкольников

По достижению малышом годовалого возраста, прекращать регулярные наблюдения за ростом и весом не нужно. Для контроля за изменениями рекомендуется приобрести бумажный ростомер, наклеивающийся на гладкую стенную поверхность. Сам процесс измерения проводят, придерживаясь некоторых правил:

  • Обувь, даже с подошвой минимальной толщины, снимается.
  • Лопатки расправляются, а ягодицы и пяточки касаются стены.
  • К ростомеру прикладывается линейка (под прямым углом), после чего фиксируется рост.

Соответствие нормальным показателям проверяется по специальным таблицам. Проверить вес ещё проще – достаточно приобрести электронные весы. Кстати, если малыш ещё неуверенно держится на ногах, на весы его лучше посадить. Чтобы результат был предельно точным, взвешиваться следует натощак и после туалета.

Когда ребёнок достигает 3-х лет, каждый год он поправляется приблизительно на 2 кг. Таким образом, по сравнению с первыми днями жизни к 7-летнему возрасту масса увеличивается вдвое. Весовая норма рассчитывается по простенькой формуле: А+2В. Значение А – это вес ребёнка в год, В – это его настоящий возраст, а цифра 2 – показатель ежегодного прибавления массы в период с 3-х до 7-ми лет. То есть, чтобы рассчитать здоровый вес, нужно к массе в годовом возрасте прибавить удвоенное количество полных лет. Допустим, в первый день рождения ребёнок весил 8 кг, а на данный момент ему 5 лет, выходит, что в норме он должен весить 18 кг (8+2х5=18).

Рост определяют по похожей формуле: A+5B. В этом случае А – рост ребёнка в год, В – всё тот же нынешний возраст, 5 – средняя ежегодная прибавка в росте. К примеру, в годик рост ребёнка составлял 70 см, значит в 4 года на ростомере должно быть 90 см (70+5х4=90)

Стоит обратить внимание на то, процесс роста неравномерен. Выделяется две стадии роста детей:

  • Первый год жизни с увеличением показателя где-то на 25 см.
  • Период от 5 до 7 лет, когда рост увеличивается всего на 8-10 см.

Особенности роста дошкольников

Как только начинается интенсивное вытягивание, ребёнку следует уделять как можно больше внимания. Параметры меняются быстро, в силу чего дети часто не успевают привыкать к ним и сталкиваются с собственной неуклюжестью. Разумеется, рост может и не дотягивать до нужных отметок, тогда его увеличению следует способствовать. В развитии помогают специальные диеты и физические упражнения вроде виса на перекладине или шведской стенке.

Для стимуляции гормона роста рекомендуется регулярно употреблять такие продукты:

  • Яйца.
  • Натуральный творог.
  • Рыба.
  • Нежирное мясо и печень.
  • Морковь и зелень.
  • Продукты на основе молока.

Также понадобится ввести небольшие ограничения, в особенности на сладкое, так как глюкоза мешает выработке гормона роста. Контролировать нужно и вес. Расхождения с нормальными показателями на 20% или выше – показание к осмотру у педиатра. Иногда проблемы могут заключаться в питании, а в некоторых случаях наблюдаются нарушения в функционировании эндокринной системы.

Краткая характеристика периодов детского возраста

Особенности каждого периода детского возраста определяются различными анатомо-физиологические характеристиками в данный период. От них зависит состояние иммунитета, появление той или иной патологии и характер течения различных заболеваний.

Период новорожденности, в течение которого ребенок адаптируется к новым условиям жизни, характеризуется наиболее высоким уровнем смертности, что свидетельствует о недостаточности защитных сил и незрелости центральной нервной системы. В этот период на первый план выступают заболевания, связанные с врожденными уродствами, дефектами развития, родовыми травмами, асфиксией во время родов. Только в этом возрасте встречаются болезни пупочной ранки, которые могут привести к сепсису. Физиологическая желтуха новорожденного, эритема и пузырчатка новорожденных, физиологическая убыль веса — эти состояния встречаются только в период новорожденности.

Самые частые болезни у детей грудного возраста — заболевания желудочно-кишечного тракта и органов дыхания. Груднички также подвержены экссудативному диатезу и рахиту. А вот острые инфекционные заболевания: корь, скарлатина, ветряная оспа, свинка, дифтерия — обходят малыша стороной. Во-первых, его защищают материнские антитела, циркулирующие в кровяном русле, а во-вторых, недостаточное развитие коры головного мозга делает организм нечувствительным к возбудителям и их токсинам, и младенец просто не замечает агрессоров, игнорируя их атаки.

Дети раннего и дошкольного возраста наиболее подвержены инфекционным заболеваниям, чему способствуют многочисленные контакты в детских учреждениях и при посещении массовых мероприятий. Довольно часто дети переносят заболевания желудочно-кишечного тракта из-за повышенной подвижности, любознательности и несоблюдения правил личной гигиены.

Каждая мама должна знать особенности организма малыша, иметь представление о характеристике определенного периода детского возраста и создавать наилучшие условия для его всестороннего развития и наибольшей устойчивости по отношению к вредным факторам. Сейчас мы остановимся подробно на двух особенно важных периодах детства, во время которых закладывается основа будущего здоровья

Педиатры говорят, что самое ответственное время в жизни ребенка — это первая неделя, первый месяц и первый год, когда от матери и здравоохранения требуется повышенное внимание к его здоровью

Классификация ВОЗ

Согласно имеющимся данным, Всемирная Организация Здравоохранения делит людей на следующие группы и категории:

Возраст Возрастной период
18-44 лет Молодость
44-60 лет Средний возраст
60-75 лет Пожилой человек
75-90 лет Старческий период
90+ лет Долгожитель

При составлении таблицы медики руководствовались улучшением здоровья и внешнего вида человека, повышением способности к деторождению, сохранением работоспособности на протяжении многих лет и прочими факторами.

Градация отдаленно напоминает разделение на определенные группы и периоды жизни, существовавшее в Древнем Риме. Во времена Гиппократа возраст до 14 лет – считался юностью, 15-42 лет зрелостью, 43-63 года старостью, свыше этого – долголетием.

Изменение периодизации, по мнению ученых, обусловлено повышением интеллектуального уровня человечества. Благодаря этому организм самостоятельно тормозит процесс старения, отодвигая увядание и неизбежный конец. Пик интеллектуального развития современного человека приходится на 42-45 лет. Это обеспечивает мудрость и, как следствие, высокую приспосабливаемость.

Согласно статистическим данным, с годами численность населения, чей возраст составляет 60-90 лет, увеличивается в 4-5 раз быстрее, нежели общие показатели.

Этим и другими критериями обусловлено постепенное повышение пенсионного возраста в ряде стран мира.

Возраст — это просто цифры

Многие известные женщины (чаще всего это, конечно же, актрисы) на личном примере демонстрируют, что возраст – это всего лишь цифры в паспорте и что он никак не влияет на то, как дама может выглядеть. Почему они выглядят молодо? Дело не только в пластической хирургии и отсутствии тяжелого физического труда на износ.

Посмотрите, как выглядит Джина Лоллобриджида в свои 92 года!

Возрастная периодизация

Российский зритель помнит ее молодой красоткой из кинофильмов «Фанфан Тюльпан», «Собор Парижской Богоматери» и многих других, и, конечно же, время беспощадно, но только посмотрите, сколько жизни в ее глазах! 92, говорите? – Да ни в жизнь!

Возрастная периодизация

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: