Высшая нервная деятельность. безусловные и условные рефлексы

Условные рефлексы, механизм образования, значение.

Условные
рефлексы

– это индивидуально приобретенные в
процессе жизнедеятельности реакции
организма на раздражение. Создатель
учения об условных рефлексах И. П. Павлов
называл их временной связью раздражителя
с ответной реакцией, которая образуется
в организме при определенных условиях.
Свойства условных рефлексов:

  1. Формируются
    в течение всей жизни в результате
    взаимодействия индивида с внешней
    средой.

  2. Не
    отличаются постоянством и без подкрепления
    могут исчезать.

  3. Не
    имеют постоянного рецептивного поля.

  4. Не
    имеют постоянной рефлекторной дуги.

  5. Для
    возникновения условно рефлекторной
    реакции не требуется действие
    специфического раздражителя.

Пример
условного рефлекса – выработка
слюноотделения у собаки на звонок.

Условные
рефлексы образуются только при
определенном сочетании свойств
раздражителя и внешних условий. Для
выработки условного рефлекса используется
сочетание индифферентного или условного
раздражителя и подкрепляющего
безусловного. Индифферентным
называется такой раздражитель, который
в естественных условиях не может вызвать
данную рефлекторную реакцию, а безусловным
– специфический раздражитель, который
всегда вызывает возникновение этого
рефлекса. Для выработки условных
рефлексов необходимы следующие условия:

  1. Действие
    условного раздражителя должно
    предшествовать воздействию безусловного.

  2. Необходимо
    многократное сочетание условного и
    безусловного раздражителя.

  3. Индифферентный
    и безусловный раздражители должны
    иметь сверхпороговую силу.

  4. В
    момент выработки условного рефлекса
    должны отсутствовать посторонние
    внешние раздражения.

  5. Центральная
    нервная система должна быть в нормальном
    функциональном состоянии.

Все
условные рефлексы в зависимости от
возникающего поведения делятся на
классические и инструментальные.

  1. Классические
    – это такие, которые вырабатываются в
    соответствии с вышеприведенными
    условиями. Пример – слюноотделение,
    выработанное на звонок.

  2. Инструментальные
    – это рефлексы, способствующие достижению
    или избеганию раздражителя. Например,
    при включении звонка, предшествующего
    безусловно-рефлекторному болевому
    раздражению, собака совершает комплекс
    движений, чтобы освободиться от
    электродов. При звонке, предшествующем
    пище виляет хвостом, облизывается,
    тянется к чашке и т.д.

По
афферентному звену условно-рефлекторной
дуги, т.е. рецепторам выделяют
экстерорецептивные и интерорецептивные
условные рефлексы. Экстерорецептивные
возникают в ответ на раздражение внешних
рецепторов и служит для связи организма
с внешней средой. Интерорецептивные –
на раздражение рецепторов внутренней
среды. Они необходимы для поддержания
постоянства внутренней среды.

По
эфферентному звену условно-рефлекторной
дуги выделяют двигательные и вегетативные
условные рефлексы. Пример двигательного
– отдергивание лапы собакой на звук
метронома, если последний предшествует
болевому раздражению лапы. Пример
вегетативного – слюноотделение на
звонок у собаки. Отдельно выделяются
условные рефлексы высших порядков. Это
условные рефлексы, которые вырабатываются
не путем подкрепления условного
раздражителя безусловным, а при
подкреплении одного условного раздражителя
другим. В частности, на сочетание
зажигания лампы с дачей пищи вырабатывается
условный слюноотделительный рефлекс
1-го порядка. Если после этого подкреплять
звонок зажиганием лампы, то вырабатывается
условно-рефлекторное слюноотделение
на звонок. Это будет рефлекс II-го
порядка. У собаки можно выработать
условные рефлексы лишь IV-го
порядка, а у человека до XX-го
порядка. Условные рефлексы высших
порядков нестойкие и быстро угасают.

У
млекопитающих и человека основная роль
в формировании условных рефлексов
принадлежит коре. При их выработке от
периферических рецепторов, воспринимающих
условный и безусловный раздражители,
нервные импульсы по восходящим путям
поступают в подкорковые центры, а затем
те зоны коры, где находится представительство
данных рецепторов. В нейронах этих 2-х
участков коры возникают биопотенциалы.
Они совпадают по времени, частоте и
фазе. По межкортикальным путям происходит
циркуляция, т.е. реверберация нервных
импульсов. В результате синоптической
потенциации активизируются синоптические
связи, расположенные между нейронами
той и другой зоны коры. Улучшение
проведения закрепляется, возникает
временная или условно-рефлекторная
связь.

Строение нервной системы

Нервная система
делится на центральную
нервную систему
и
периферическую
нервную
систему. Периферическая НС делится на
анимальную
и вегетативную.

Центральная нервная
система состоит из головного
мозга
и спинного
мозга
.

Головной и спинной
мозг состоит из белого
вещества
и серого
вещества
.

Серое вещество
– скопление
тел нейронов. Из серого вещества состоит
кора полушарий головного мозга, кора
мозжечка, ядра в разных отделах головного
мозга.

Белое вещество
– пучки отростков нейронов. Из белого
вещества состоят проводящие пути,
соединяющие разные отделы ЦНС.

Спинной мозг
представлен тяжом диаметром около 1 см,
расположен в позвоночном канале на
протяжении от черепа до 2-го поясничного
позвонка. От него отходят передние
и задние
корешки
.
Передние
корешки

это пучки аксонов мотонейронов, задние
корешки
это
пучки дендритов чувствительных нейронов.
Соединяясь вместе передние и задние
корешки образуют спинномозговой
нерв
. Таким
образом, в состав спинномозгового нерва
входят чувствительные и двигательные
волокна.

Серое вещество
спинного мозга расположено в середине
спинного мозга, белое
вещество

на периферии. Серое вещество на срезе
спинного мозга выглядит как фигура
бабочки. В ней выделяют передние рога,
задние рога и боковые рога. В передних
рогах располагаются тела мотонейронов.
В боковых рогах – тела нейронов
вегетативной нервной системы. В задних
рогах – вставочные нейроны.

Белое вещество
располагается на периферии среза
спинного мозга. В нем выделяют три
канатика – передний, боковой и задний.
В переднем
канатике

проходят эфферентные (двигательные)
проводящие пути. Они идут к мотонейронам
от головного мозга. В заднем
канатике

идут афферентные (чувствительные)
проводящие пути. Они идут от рецепторов
тела к головному мозгу.

Головной мозг
состоит из трех отделов:
переднего,

среднего и
заднего
мозга.

Высшая нервная деятельность. безусловные и условные рефлексы

Высшая нервная деятельность. безусловные и условные рефлексы

Схема расположения
частей головного мозга и распределения
в нем белого и серого вещества.

Вопросы

  1. Какие отделы
    выделяют в нервной системе?

  2. Что входит в состав
    центральной нервной системы?

  3. Что такое белое
    вещество мозга?

  4. Что такое серое
    вещество мозга?

  5. Из какого вещества
    состоит кора головного мозга?

  6. Из какого вещества
    состоят проводящие пути ЦНС?

  7. Из какого вещества
    состоят ядра головного мозга?

  8. Какие отделы
    выделяют в ЦНС?

  9. Где находится
    спинной мозг?

  10. Как спинной мозг
    соединяется со спинномозговыми нервами?

  11. Что представляют
    собой передние корешки спинного мозга?

  12. Что представляют
    собой задние корешки спинного мозга?

  13. Где находится
    серое вещество спинного мозга?

  14. Где находится
    белое вещество спинного мозга?

  15. Что расположено
    в передних рогах спинного мозга?

  16. Что расположено
    в боковых рогах спинного мозга?

  17. Что расположено
    в задних рогах спинного мозга?

  18. Где располагаются
    тела мотонейронов?

  19. Где в спинном
    мозге располагаются двигательные
    проводящие пути?

  20. Где в спинном
    мозге располагаются чувствительные
    проводящие пути?

  21. Какие отделы
    выделяют в головном мозге?

  22. Как подразделяется
    задний мозг?

  23. Как подразделяется
    передний мозг?

  24. Чем представлено
    серое вещество заднего мозга?

  25. Чем представлено
    серое вещество переднего мозга?

  26. Чем представлено
    серое вещество мозжечка?

  27. Чем представлено
    серое вещество среднего мозга?

  28. Чем представлено
    белое вещество заднего мозга?

  29. Чем представлено
    белое вещество конечного мозга?

Значение и классификация врожденных рефлексов

Природные рефлексы у младенца имеют различное значение, одни необходимы для того, чтобы родиться, другие являются жизненно важными функциями, например, дыхание, третьи помогают развитию.

Исходя из этого, врачи подразделяют врожденные навыки на три вида:

  1. Необходимые для полноценной жизни, например, дыхательный, глотательный рефлекс.
  2. Реакции защиты оберегают организм от воздействий внешней среды, например, температурных перепадов.
  3. «Временные» необходимы для прохождения по родовым путям, пропадают после рождения.

Также в зависимости от центра, отвечающего за тот или иной рефлекс, их можно разделить на две группы:

  • Двигательные. Внутри вида они подразделяются на оральный и спинальный подвид, регулируют их деятельность головной и спинной мозговой центр.
  • Автоматизмы, за которые отвечают центры среднего и продолговатого мозга, называются позотоническими. Они контролируют работу мышечного тонуса.

Всего врачи выделяют около 15 рефлексов, которые в норме присутствуют у новорожденного. Все их можно разделить на некоторые категории.

Оральные

Сюда относятся жизненно важные автоматизмы, они дают ребенку возможность нормального питания. Часть из них пропадает в младенчестве, некоторые сохраняются до дошкольного возраста, другие остаются с человеком на всю жизнь.

К ним относятся такие рефлексы, как:

  1. Сосательный – навык ребенка захватывать грудь или соску, появляется в первые часы жизни и сохраняется до 3-4 лет.
  2. Хоботковый – этот автоматизм необходим для правильного сосания. Заключается он в том, что при легком прикосновении к губам младенца, они сворачиваются в трубочку. Исчезает навык на 3-4 месяце жизни.
  3. Глотательный – механизм проглатывания пищи, сохраняется на протяжении всей жизни.
  4. Ладонно-ротовой также имеет название рефлекс Бабкина. Если младенцу первых двух месяцев жизни легонько нажать на центр каждой ладони, он приоткроет рот.
  5. Поисковой – грудной ребенок начинает искать источник еды, если слегка дотронуться до уголка рта. Он повернет голову в ту сторону, откуда шло действие, приоткроет рот. Спустя три месяца автоматизм угасает, в дальнейшем ребенок будет искать маму или бутылочку глазами.

Спинальные

Спинальными называются бессознательные повороты тела, рук и ног. Эти реакции имеют не меньшее значение, чем оральные. К ним относятся:

  • Хватательный инстинкт, до 4 месяцев ребенок бессознательно сжимает и удерживает в ладони то, что ему туда попало. По-другому это умение называют обезьяньим, для проверки навыка малышу в ладошку вкладывают указательный палец. Кроха должен сжать кулачки настолько сильно, что вы сможете немного приподнять корпус тела от поверхности.
  • Защитный рефлекс заложен природой для того, чтобы обезопасить новорожденного от удушенья. При выкладывании малыша лицом в подушку, он повернет голову, чтобы иметь возможность дышать.

Важно! Пока ребенок не научился уверенно держать голову, оставлять его на животе без присмотра опасно!

  1. Для проверки реакции на тоническое сгибание пальцев необходимо нажать на стопу рядом с большим и указательным пальцем. Новорожденный должен сжать пальчики ног, это называется подошвенным рефлексом.
  2. Обратный рефлекс носит имя доктора Бабинского. Если провести пальцем по внешнему краю стопы, то пальчики разгибаются, становятся «веером».
  3. Автоматизм опоры сохраняется до того момента, пока ребенок осознанно не начнет вставать. Если кроху держать вертикально, при этом дать ногам коснуться опоры, то малыш рефлекторно сделает упор на полную стопу.
  4. До 4 месяцев у младенца наблюдается рефлекс ползанья. Он заключается в желании сдвинуться с места из положения лежа на животе. После угасания автоматизма у детей начинается период осознанного ползанья.
  5. Реакция Моро имеет две фазы, это ответ на громкий звук, испуг. Сначала малыш разводит руки в стороны, выпрямляет ноги, затем возвращается в исходное положение.
  6. Рефлекс Галанта проверяет реакцию позвоночника. Положите ребенка на бок, двигаясь от головы к ногам, проведите указательными пальцами по линиям вдоль позвоночника. Малыш выгнет спину.

Позотонические

Эти рефлексы необходимы ребенку для того, чтобы научиться правильно распределять мышечную нагрузку, учиться держать голову, сидеть и стоять.

  • Ассиметричный шейный тонический рефлекс: положите новорожденного лицом к себе, голову поверните в сторону. Рука и нога со стороны, куда повернута голова, распрямятся. Навык угасает к 2 месяцам.
  • Симметричный шейный тонический рефлекс. При отклонении головы назад ребенок выпрямляет руки, сгибает ноги, при наклоне вперед наблюдается обратная реакция.

Общие сведения

Начать стоит с определения. Карпорадиальный рефлекс относится к глубоким. Что это значит? Рефлексами глубокого типа называются непроизвольные сокращения мышц, выступающие в качестве ответной реакции на раздражитель.

Как происходит этот процесс? Мышцы непроизвольно сокращаются, сухожилия в этот момент растягиваются. Зачастую этот тип реакции определяется в момент короткого отрывистого удара по тому месту, где сухожилия крепятся к мышцам.

Очень важно, чтобы пациент был расслаблен. Нужно избавиться от скованности, напряжения

Мышечные ткани при этом должны быть абсолютно расслабленными. Иначе определить степень и наличие какого-либо рефлекса (карпорадиального – тем более) будет просто невозможно. Почему? Потому что в момент напряжения мышцы натягиваются. Из-за этого рефлексы либо исчезают, либо становятся неточными.

Высшая нервная деятельность. безусловные и условные рефлексы

Условные рефлексы в новорожденного ребенка

Рефлекс Моро

Известный как испуг. Выделяют две фазы испуга:

  • Первая – когда кроха отводит ручки в сторону и раскрывает кулачки;
  • Вторая (исходная) – когда малыш прижимает ручки к телу и крепко зажимает кулачки

Ребенок реагирует на громкие звуки, резкие подъемы его ножек, удары, стуки и другое. Нормой считается если рефлекс возникает неожиданно. Ближе к четырем месяцам реакция ослабевает, а в дальнейшем наблюдаются только отдельные ее составляющие.Высшая нервная деятельность. безусловные и условные рефлексы

Рефлекс Кернига

Согнутые в коленках ножки ребенка, пытаются разогнуть в суставах таза и бедер и отвести в стороны. При правильном развитии малыша – это сделать невозможно. Проверяют реакцию Кернига, когда малышу исполнится 4 месяца.Высшая нервная деятельность. безусловные и условные рефлексы

Рефлекс «автоматической походки»

Ответная реакция центральной нервной системы малыша на ходьбу. Что бы проверить, нужно приподнять малыша и наклонить его тело немножко вперед. Если ребенок наступает на всю ножку, значит развитие идет правильно. В случае цепляний стопа об стопу, или же ходьбы на цыпочках без постановки на всю ступню, желательно об этом сказать врачу.

Рефлекс Бауэра (ползание)

Дитя укладываем на животик, а ножки сведем вместе и приставим свою ладошку. Младенец попытается оттолкнуться от ладони, сгибая разгибая ножки, начнет ползти.Высшая нервная деятельность. безусловные и условные рефлексы

Рефлекс опоры

Кроха еще не готов стоять, он еще не окреп, но опорная реакция уже работает. Берем его под ручки и поднимаем вертикально.Держась на весу, ребенок автоматически подожмет ножки, а поставив его на поверхность, кроха выпрямит тело и будет стоять на полусогнутых ножках и на полной стопе. Опорный работает до 1,5 — месячного возраста малыша.

Рефлекс Галанта

Ответная рефлекторная реакция позвоночника. Ребенок, при проведении вдоль позвоночника пальцем, выгнет спинку. При этом одновременно опустит головку и ножки.Высшая нервная деятельность. безусловные и условные рефлексы

Мезэнцефальные установочные рефлексы

Параллельно с редукцией миелэнцефальных позотонических автоматизмов постепенно формируются Мезэнцефальные установочные рефлексы (цепные симметричные рефлексы), обеспечивающие выпрямление туловища. Вначале, на 2-м месяце жизни, эти рефлексы рудиментарны и проявляются в виде выпрямления головы (лабиринтный установочный рефлекс на голову).

Этот рефлекс стимулирует развитие цепных симметрич­ных рефлексов, направленных на приспособление туловища к вертикальному положению.

Цепные симметричные рефлексы обеспечивают установку шеи, туловища, рук, таза и ног ребенка. К ним относятся:

Шейная выпрямляющая реакция — за поворотом головы в сторону, произведенным активно или пассивно, следует ротация туловища в ту же сторону. В результате этого рефлекса ребенок к 4-му месяцу может из положения на спине повернуться на бок. Если, рефлекс ярко выражен, то поворот головы приводит к резкому повороту туловища в направлении ротации головы (поворот блоком). Этот рефлекс выражен уже при рождении, когда туловище ребенка следует за поворачивающейся головой. Отсутствие или угнетение рефлекса может быть следствием затяжных родов и гипоксии плода.

Туловищная выпрямляющая реакция (выпрямляющий рефлекс с туловища на голову). При соприкосновении стоп ребенка с опорой происходит выпрямление головы. Наблюдается отчетливо с конца первого месяца жизни.

Выпрямляющий рефлекс туловища, действующий на туловище. Этот рефлекс становится выраженным к 6-8-му месяцу жизни и видоизменяет примитивную шейную выпрямляющую реакцию, вводя ротацию туловища между плечами и тазом. Во втором полугодии повороты уже осуществляются с торсией. Ребенок обычно поворачивает голову первой, затем плечевой пояс и, наконец, таз вокруг оси тела. Ротация в пределах оси тела дает возможность ребенку повернуться со спины на живот, с живота на спину, сесть, встать на четвереньки и принять вертикальную позу.

Выпрямляющие рефлексы направлены на приспособление головы и туловища к вертикальному положению. Они развиваются с конца 1-го месяца жизни, достигают согласованности в возрасте 10-15 месяцев, затем видоизменяются, совершенствуются.

Другая группа рефлексов, наблюдаемых у детей раннего возраста, не относится к истинным выпрямляющим рефлексам, но на определенных стадиях способствует развитию двигательных реакций. К ним относятся защитная реакция рук и рефлекс Ландау.

Защитная реакция рук — разведение их в стороны, вытягивание вперед, отведение назад в ответ на внезапное перемещение туловища. Эта реакция создает предпосылки для удержания тела в вертикальном положении.

Рефлекс Ландау является частью выпрямляющих рефлексов. Если ребенка держать свободно в воздухе лицом вниз, то вначале он поднимает голову, так что находится в вертикальной позиции, затем наступает тоническая экстензия спины и ног; иногда ребенок изгибается дугой. Рефлекс Ландау проявляется в возрасте 4-5 месяцев, а отдельные его элементы и раньше.

Справочное руководство/Под ред. М. Ф. Рзянкиной, В. П. Молочного

опубликовано 05/11/2008 02:19 обновлено 06/06/2011 — Рефлексы новорожденных

Безусловные рефлексы

Это врожденные механизмы, обеспечивающие сохранение целостности организма, гомеостаза внутренней среды и главное — размножение. Врожденная рефлекторная деятельность образуется в отделах спинного мозга и мозжечке, контролируется корой головного мозга. Характерно, что они сохраняются на всю жизнь.

Рефлекторные дуги наследственных реакций закладываются до рождения человека. Одни реакции характерны для определенного возраста, а потом исчезают (например, у маленьких деток — сосательный, хватательный, поисковый). Другие сначала не проявляют себя, а с наступлением определенного срока появляются (половой).

Безусловные рефлексы характеризуются следующими признаками:

  • Происходят независимо от сознания и воли человека;
  • видовые – проявляются у всех представителей (например, кашель, слюноотделение при запахе или виде пищи);
  • наделены специфичностью — появляются при воздействии на рецептор (реакция зрачка возникает при направлении луча света на светочувствительные участки). Сюда же относится слюноотделение, выделения слизистого секрета и ферментов пищеварительной системы при поступлении пищи в рот;
  • гибкость — например, разная пища приводит к секреции определённого количества и разнообразного химического состава слюны;
  • на основе безусловных рефлексов формируются условные.

Безусловные рефлексы нужны, чтобы реализовывать потребности организма, они постоянные, но в следствии болезней или вредных привычек могут исчезать. Так, при заболевании радужки глаза, когда на ней образуются рубцы, пропадает реакция зрачка на световое воздействие.

Высшая нервная деятельность. безусловные и условные рефлексы

Классификация безусловных рефлексов

Врожденные реакции классифицируются на:

  • Простые (быстро убирать руку от горячего предмета);
  • сложные (поддержание гомеостаза в ситуациях повышения концентрации CO2 в крови путем увеличения частоты дыхательных движений);
  • сложнейшие (инстинктивное поведение).

Классификация безусловных рефлексов по Павлову

Павлов разделил врожденные реакции на пищевые, половые, защитные, ориентировочные, статокинетические, гомеостатические.

К пищевым относится выделение слюны при виде пищи и попадании ее в пищеварительный тракт, секреция соляной кислоты, моторика ЖКТ, сосание, глотание, жевание.

Защитные сопровождаются сокращением мышечных волокон в ответ на раздражающий фактор. Всем знакомая ситуация, когда рука рефлекторно отдергивается от горячего утюга или острого ножа, чихание, кашель, слезотечение.

Ориентировочные возникают, когда происходят внезапные перемены в природе или в самом организме. Например, поворот головы и туловища в сторону звуков, повороты головы и глаз на световые раздражители.

Половые связаны с репродукцией, сохранением вида, сюда относится и родительский (кормление и забота о потомстве).

Статокинетические обеспечивают прямохождение, равновесие, перемещение тела.

Гомеостатические – самостоятельная регуляция артериального давления, тонуса сосудов, частоты дыхания, сердечных сокращений.

Классификация безусловных рефлексов по Симонову

Витальные для поддержания жизни (сон, питание, экономия сил), зависят только от отдельной особи.

Ролевые возникают при контакте с другими индивидуумами (продолжение рода, родительский инстинкт).

Необходимость в саморазвитии (стремление к индивидуальному росту, к открытию нового).

Врожденные рефлексы активируются при необходимости из-за кратковременного нарушения внутреннего постоянства или изменчивости внешней среды.

Образование динамического стереотипа

На нервную систему обычно воздействует большое число раздражителей, одни из которых возбуждают, другие – тормозят ту или иную деятельность организма. Благодаря взаимодействию возбужденных и заторможенных участков мозга каждый отдельный рефлекс протекает не изолированно, а зависит от всей системы нервных процессов, происходящих в коре головного мозга.

Система мозговых процессов динамична, постоянно видоизменяется. Определенное сочетание одних и тех же условных рефлексов при длительном их повторении закрепляется. Такую закрепившуюся систему условных рефлексов, осуществляющихся в определенной последовательности, И. П. Павлов назвал динамическим стереотипом. При образовании динамического стереотипа действия всякий раз оставляют своеобразный след, подобно тому как за прошедшим по полю человеком всегда остается еле заметная тропинка примятой травы. Стоит за одним человеком пройти второму, потом третьему – трава приминается все больше, еле заметная тропинка превращается в дорожку. Идти проторенным путем всегда легче, чем по целине.

Так и в нервной системе – если по уже “проложенному” пути пробежит новый импульс, он упрочит и расширит имеющийся нервный след.

Формирование динамического стереотипа возможно уже с 4 -5 мес., что во многом облегчает реагирование ребенка на окружающие внешние условия. Ребенок, приучившийся при строгом соблюдении режима всегда в одно и то же время вставать, стелить постель, умываться и т. д., делает это охотно, быстро, легко, не нуждаясь в дополнительных объяснениях и напоминаниях. Например, достаточно сказать “сейчас пойдем гулять!”, как дети сами без напоминания заканчивают игры, убирают игрушки, бегут в туалетную, а затем начинают одеваться.

Ломка стереотипа, вызванная изменениями условий жизни, происходит с трудом и часто сопровождается отрицательными переживаниями, чувством неудовольствия; поведение ребенка дезорганизуется – он начинает капризничать, становится непослушным и т. д

Поэтому строгое выполнение режима имеет очень важное значение для организации всей воспитательной работы в семье и в детском учреждении

Формирование какой-нибудь устойчивой привычки возможно только в том случае, если ребенок будет выполнять правила поведения систематически, постоянно, независимо от обстоятельств. Например, мыть руки перед едой не только в яслях, но и дома, в гостях, а также независимо от того, присутствует при этом взрослый или нет.

Значение учения о рефлексах

Учение о рефлексах дало очень многое для понимания самой сущности нервной деятельности. Однако сам рефлекторный принцип не мог объяснить многие формы целенаправленного поведения. В настоящее время понятие о рефлекторных механизмах дополнено представлением о роли потребностей в организации поведения, стало общепринятым представление о том, что поведение животных организмов, в том числе и человека, носит активный характер и определяется не столько возникающими раздражениями, сколько планами и намерениями, возникающими под влиянием определённых потребностей. Эти новые представления получили своё выражение в физиологических концепциях «функциональной системы» П. К. Анохина или «физиологической активности» Н. А. Бернштейна. Сущность этих концепций сводится к тому, что мозг может не только адекватно отвечать на внешние раздражения, но и предвидеть будущее, активно строить планы своего поведения и реализовать их в действии. Представления об «акцепторе действия», или «модели потребного будущего», позволяют говорить об «опережении действительности».

Образование условных рефлексов у животных

В этом разделе сайта мы в значительной мере воспользуемся прекрасным обзором Ле Ни.

Этот автор справедливо замечает, что условные рефлексы попали в опалу у многих психологов из-за неточности перевода. Этот термин означает не условный ответ, а условную реакцию.

Для нас рефлекс — это чисто автоматический, механический, сегментарный (замыкающийся на уровне сегментов спинного мозга) акт, который (по определению) не может захватывать весь организм. По Павлову же рефлекс есть реакция организма на воздействие внешней среды.

Реакция предполагает взаимодействие целого ряда механизмов, и ее нельзя смешивать с простым рефлексом, Утверждение, что вся психическая активность в конечном счете состоит из условных реакций, основывается на взглядах И.М.

Сеченова, одного из учителей Павлова: нет такой психической активности, которая не была бы в конечном счете ответом на какое-то раздражение. Подобное утверждение может вызвать возражения, но отнюдь не с позиций упрощенного понимания рефлекса.

В широком понимании всякая детерминированная реакция независимо от ее сложности может быть названа рефлекторной.

Такое представление было введено И.М. Сеченовым, и школа И.П. Павлова продолжает его придерживаться.

Определение: Условно-рефлекторная реакция состоит из следующих элементов.

а) безусловной реакции, или врожденного, автоматического ответа организма на воздействие внешней среды (например, слюноотделение — ответ на появление мяса во рту);
б) безусловного раздражителя, который автоматически вызывает безусловно-рефлекторную реакцию (например, мясо);
в) индифферентного раздражителя, который не вызывает безусловной реакции (например, звонок);
г) условного раздражителя — то же, что и (в), но после многократных сочетаний с безусловным.

У млекопитающих животных и человека дуги условных рефлексов проходят через кору больших полушарий головного мозга.

Виды условных рефлексов

Важнейшими видами условных рефлексов являются рефлексы высшего порядка, базирующиеся на тех рефлексах, которые постоянно формируются в организме. У собак вырабатываются условные рефлексы первого порядка, у более высокоорганизованных животных формируются рефлексы высших порядков.

Также рефлексы могут быть сенсорными и оперантными. Сенсорные реакции являются ответными актами, которые наследуются и ранее хорошо были закреплены у предковых форм. У таких рефлексов формируется только афферентная часть.

Условные рефлексы такого рода не всегда могут менять взаимоотношения организма и окружающей среды и обеспечить полноценное адекватное приспособление. Более эффективное приспособление обеспечивается тем, что человек, а также животные способны изменить характер собственных эффекторных реакций.

Оперантные рефлексы характеризуются новой формой ответной реакции. Такие рефлексы также называют «инструментальными», поскольку для их осуществления необходимо использовать различные предметы. Важнейшая роль для образования таких рефлексов отводится тем импульсам, которые поступают от различных отделов двигательного аппарата.

Также при формировании оперантных условных рефлексов важнейшая роль отводится обратной связи между клетками соответствующих нервных центрах (тех безусловных рефлексов, которые были врожденные, а также условных, которые сформировались достаточно прочно. Этому способствует высокий уровень возбудимости нервных центров, который обусловлен оригинальны потоком афферентных импульсов от сокращающихся мышц, а именно проприорецепторов.

В целом в систему выработки условных рефлексов характерно обязательно включение в систему импульсации раздражителей, которая возникает в ходе активного и пассивного движения. Также образование рефлексов зависит от характера подкрепляющего агента. Любой оперантный рефлекс составляет основу двигательных навыков.

Натуральные и искусственные условные рефлексы вырабатываются на близкие данному животному воздействия.

Натуральные рефлексы – это тип ответной реакции, которая формируется на естественные агенты, действующие с раздражителем, вызывающим условный рефлекс. Примером является реакция на вид пищи, ее запах.

Для человека характерны некоторые натуральные рефлексы, которые вырабатываются быстро и имеют высокую степень стойкости. Такие условные рефлексы могут просуществовать всю жизнь без обязательного подкрепления.

Замечание 2

Искусственные условные рефлексы угасают при отсутствии подкрепления.

Примером выработки таких рефлексов на искусственные раздражители может быть образование у человека секреторных и двигательных реакций на сигналы звонка, удары метронома, усиления и ослабления освещения.

Все условные рефлексы также делятся на положительные и отрицательные. Условные рефлексы, которые проявляют активность организма в виде двигательных рефлексов и сенсомоторных реакций. Те условные реакции, которые не сопровождаются внешним двигательным и секреторным эффектом в связи с последовательным угнетением относят к отрицательным или тормозным рефлексам. В процессе приспособления организма к изменяющимся условиям среды оба вида рефлексов имеют большое значение.

Также условные рефлексы могут быть наличными и следовыми. И.П. Павлов определил тот факт, что для образования условного рефлекса необходимо, чтобы условный сигнал начинал действовать гораздо раньше безусловного. Однако такой интервал может быть различным.

Те условные рефлексы, которые отличаются предшествием условного сигнала безусловному раздражителю, но их совместным действием называются наличными рефлексами.

Условные рефлексы, условный раздражитель которых подкрепляется после прекращения действия называются следовыми.

Наличные и следовые рефлексы отражают своеобразие и сложность проявления условных рефлексов, а именно высшей нервной деятельности. Они характерны для тех животных, у которых хорошо развита кора головного мозга. Те особи, которые не обладают данным признаком подвергаются выработке условных рефлексов достаточно трудно. У человека следовые условные рефлексы образуются легко.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: